10 шедевров китайского кинематографа XXI века
Итак, вот список лучших лент из материкового Китая, Гонконга и Тайваня, созданных за последние 15 лет. Поскольку начало века считается с 2001 года, в перечень не попали такие несомненные шедевры как «Любовное настроение», «Река Сучжоу» и «Один и два», вышедшие на экраны годом ранее.
«Вдоль моста Блю Гэйт» (2002)
Режиссёр: Чи-йен Йи
Сюжет этой нежной молодёжной драмы разворачивается вокруг невинного любовного треугольника. Девушка по имени Юэчжэнь влюбляется в звезду школы – пловца Чжана. Она просит лучшую подругу Мэн помочь ей привлечь внимание объекта своей страсти. И не подозревает, что Чжана больше интересует Мэн, а та на самом деле испытывает чувства к Юэчжэнь. Героиня принимает случайное внимание своего возлюбленного за знаки любви, а Мэн приходится быть посредницей в совершенно нежеланном деле.

Кадр из фильма «Вдоль моста Блю Гэйт» (2002).
«Вдоль моста Блю Гэйт» выделяется из других любовных историй, прежде всего, чутким отношением режиссёра к своим героям, которые ещё не умеют выражать свои чувства. А также его поиском нежной красоты в, казалось бы, обыденном поведении подростков. Более десятилетия спустя Чи-йен Йи вернулся к подростковым комедиям, сняв сатирический фильм «Салют, Сунь Ятсен!» (2015).
«Двойная рокировка» (2002)
Режиссёры: Эндрю Лау и Алан Мак
Затейливая игра в кошки-мышки на фоне ярких урбанистических пейзажей Гонконга. Главные герои-антиподы «Двойной рокировки» – пара «кротов». Первый – член триады Лау Киньмин (его роль исполнил сорежиссёр фильма Энди Лау), который проник в полицию и быстро продвигается по службе. Второй – офицер Чань Винъянь, внедрившийся в преступную организацию под прикрытием. Зная друг о друге немногое, они участвуют в битве умов, которая достигает потрясающей кульминации на крыше.

Кадр из фильма «Двойная рокировка» (2002).
У «Двойной рокировки» есть значительное наследие – этот фильм лёг в основу криминальной драмы Мартина Скорсезе «Отступники» (2006), а также стал движущей силой для китайских криминальных триллеров, таких как «Признания боли» (2006) и «Осведомитель» (2010).
«Глухая шахта» (2003)
режиссёр Ян Ли
Отчасти соцреализм, отчасти фильм-нуар и отчасти чёрная комедия. «Глухая шахта» – это обвинительный акт отсутствию морали на обоих концах экономического спектра Китая. Ян Ли рассказывает историю гнусной парочки – шахтёров по имени Сун и Тан. Они придумали аферу со страховкой: найти деревенского парнишку, выдать его за члена семьи, устроить на работу в шахте, а затем выдать его убийство за несчастный случай и потребовать компенсации от администрации во избежание огласки. Оба готовы пойти до конца, чтобы избавиться от своего «родственника» – наивного 16-летнего Юаня. Однако ситуация начинает усложняться…

Кадр из фильма «Глухая шахта» (2003).
«Выборы» и «Выборы 2» (2005 – 2006)
Режиссёр: Джонни То
Эти две высококлассные ленты от Джонни То составляют один из величайших эпосов современного китайского кино. Первая рассказывает о предвыборной кампании двух кандидатов на лидерство в мощной гонконгской триаде Вошинво. Один из них, Лэм Лок – спокойный и уравновешенный стратег, который обращается к традиционным ценностям старейшин-«избирателей». Его антагонист Большой Ди вспыльчив и агрессивен. Лок выходит победителем, но во втором фильме отчаянно добивается перевыборов на второй срок, что противоречит обычаям преступной организации. В то же время его коллега Джимми, высокообразованный член клана, пытается организовать легальный бизнес в материковом Китае.

Кадр из фильма «Выборы 2» (2006).
Премьеры обоих фильмов прошли на Каннском фестивале. Сцены жестокого насилия, снятые в натуралистичной манере, не только развеивают зачастую романтические мифы о триадах, но и представляют политическую аллегорию передачи Гонконга Китаю. В первом фильме членам организации приходится делать выбор между достоинством (Лок) и звонкой монетой (Большой Ди), а сиквел подчёркивает возрастающее влияние материка на предприятия в Гонконге.
«Три времени» (2005)
Режиссёр: Хоу Сяосянь
Блестящий триптих Хоу Сяосяня, в котором одна и та же история повторяется трижды – в 1911-м, 1966-м и 2005 годах. Режиссёр показывает, как социально-политическая ситуация разобщает людей, независимо от уровня личных свобод. Во всех трёх эпизодах главные роли исполняет одна пара актёров – Шу Ци и Чан Чэнь.

Кадр из фильма «Три времени» (2005), эпизод «1966».
Каждый эпизод сработан «на отлично», но 1966-й выделяется особо. Рассказ о солдате, который перед долгим возвращением на базу ужинает с возлюбленной под музыку «Дождь и слёзы» группы «Дитя Афродиты», считается одним из самых вдохновляющих в творчестве Хоу.
«Натюрморт» (2006)
Режиссёр: Цзя Чжанкэ
Строительство плотины «Три ущелья», которое потребовало переселения 1,3 миллиона человек, стало метафорой преобразований Китая в наблюдениях Цзя Чжанкэ за быстро меняющимся пейзажем. Он показывает эти сейсмические сдвиги через истории двух людей, которые приехали в обречённый на затопление город на реке Янцзы в поисках исчезнувших супругов.

Кадр из фильма «Натюрморт» (2006).
Цзя использует гипнотические широкие панорамы, длинные планы и медленное движение камеры за актёрами. Сюрреализма добавляют элементы научной фантастики (мужчины в костюмах химзащиты на сносе зданий, попытка подстрелить НЛО в небе) и магического реализма (канатоходец, идущий между двумя зданиями, предназначенными на снос). Всё это создаёт абстрактные связи между прошлым, настоящим и будущим этого региона.
«Летний дворец» (2006)
Режиссёр: Лоу Е
«Летний дворец» – это эмоциональный портрет молодёжной неудовлетворённости, воплощённый в тревожной эстетике Лоу Е и смелой игре актрисы Лэй Хао. Она исполняет роль студентки Юй Хун, которая уехала из родной деревни в конце 80-х и поступила в столичный университет (вымышленный институт, прототипом которого является Пекинский университет). Девушка вяло реагирует на студенческие протесты того времени, предпочитая искать свободу в сексуальных авантюрах с Чжоу Вэем, который испытывает пределы её тела и души.

Кадр из фильма «Летний дворец» (2006).
Травма – часто встречающаяся тема в современном азиатском кино. И значительная часть «Летнего дворца», когда Ю, Чжоу и членов их компании носит по Китаю и Европе, посвящена непрерывным негативным последствиям трагических событий на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года. Этот фильм – бескомпромиссный рассказ о жизнях, ощутивших мимолётную полноту, но в итоге проигравших государству, которое перекраивает современную историю.
«Город жизни и смерти» (2009)
Режиссёр: Лу Чуань
«Город жизни и смерти» воссоздаёт события резни в ходе Второй японо-китайской войны 1937 года. Японские войска захватили Нанкин, который тогда был столицей Китая. Из персонажей с обеих сторон Лу Чуань складывает душераздирающую мозаику, в которой крупномасштабные бои сменяются личными драмами – следствием варварства, отчаяния, паники и героизма.

Изначально «Город жизни и смерти» (2009) был снят в цвете, но стал чёрно-белым при монтаже.
Главные персонажи «Города жизни и смерти» – проститутка Сяо Цзян, учительница мисс Цзян и солдат Лу Цзяньсюн. Человечный подход режиссёра к изображению японских солдат Кадокавы и Иды вызвал возмущение в Китае. Однако его акцент на внутреннем конфликте героев по отношению к царящим зверствам иллюстрирует психологическое воздействие такой свирепости на агрессора. Ещё одно действующее лицо Джон Рабе показан как порядочный человек, чья совесть скомпрометирована необходимостью поддерживать политические связи в интересах бизнеса.
Этот чёрно-белый фильм с точными диалогами передаёт моральные дилеммы и мимолётные моменты надежды на фоне ужасов разорённого войной Нанкина.
«Великий мастер» (2013)
Режиссёр: Вонг Карвай
Сага Вонг Карвая – одна из многих кинематографических попыток воспроизвести биографию легендарного мастера боевых искусств вин-чунь Ип Мана, хотя, безусловно, самая блистательная. Режиссёр уже снимал в жанре «уся» (китайское фэнтези с упором на восточные единоборства), но теперь переместился на новую территорию. «Великий мастер» – рафинированное историческое произведение, которое построено на известных фактах из жизни своего героя (хотя, как и в других лентах, остальная часть выдумана). Здесь ощутима тема одиночества – повторяющийся мотив в творчестве Вонг Карвая.

Кадр из фильма «Великий мастер» (2013).
Режиссёр рассказывает о пути Ип Мана к известности на фоне бурлящего Китая ХХ века. Особое внимание уделено роману главного героя с Гун Эр (её сыграла Чжан Цзыи – одна из самых популярных китайских актрис нашего времени), которая воплощает эзотерические боевые традиции Северного Китая и оказывается инь-янь Ип Мана.
«Бродячие псы» (2013)
Режиссёр: Цай Минлян
«Бродячие псы» представляет собой скорее набор обстоятельств, а не повествование. Мужчина и двое его маленьких детей, сын и дочь, остались без крова в Тайбэе. Отец пытается наскрести хоть немного денег, стоя с рекламной табличкой на оживлённой транспортной магистрали. В это время дети торчат в супермаркетах, где могут съесть бесплатные образцы продуктов, или блуждают по безлюдным пейзажам. Семья ютится в заброшенных зданиях и моется в общественных уборных.

Кадр из фильма «Бродячие псы» (2013).
Фильм не предполагает реального начала и конца, а прошлое трёх героев остаётся неопределённым. Лента смонтирована как серия бессловесных эпизодов, продолжительностью иногда более десяти минут: отец, работающий под проливным дождём, поедающий капусту, которую его дочь превратила в куклу; празднование дня рождения в заброшенном месте. Используя почти невыносимые паузы и неподвижные композиции, позволяющие в деталях разглядеть все подробности убогого быта «отбросов общества», Цай заставляет зрителя задуматься над тем, что чувствуют эти люди.
По материалам статьи Джона Берра.