10 шедевров китайского кинематографа XXI века

В этом веке китайский кинематограф продолжает свой триумфальный взлёт, начавшийся в 1990-х годах. Успеху новых интересных релизов из материкового Китая, Гонконга и Тайваня способствуют мультиплексы, присутствие на ведущих кинофестивалях и распространение через специализированные DVD-лейблы. У китайского кино есть очарование, привлекающее широкую международную аудиторию, которой интересно всё – от сурового реализма до фантастического эскапизма.

Итак, вот список лучших лент из материкового Китая, Гонконга и Тайваня, созданных за последние 15 лет. Поскольку начало века считается с 2001 года, в перечень не попали такие несомненные шедевры как «Любовное настроение», «Река Сучжоу» и «Один и два», вышедшие на экраны годом ранее.

«Вдоль моста Блю Гэйт» (2002)
Режиссёр: Чи-йен Йи

Сюжет этой нежной молодёжной драмы разворачивается вокруг невинного любовного треугольника. Девушка по имени Юэчжэнь влюбляется в звезду школы – пловца Чжана. Она просит лучшую подругу Мэн помочь ей привлечь внимание объекта своей страсти. И не подозревает, что Чжана больше интересует Мэн, а та на самом деле испытывает чувства к Юэчжэнь. Героиня принимает случайное внимание своего возлюбленного за знаки любви, а Мэн приходится быть посредницей в совершенно нежеланном деле.

Кадр из фильма «Вдоль моста Блю Гэйт» (2002).

«Вдоль моста Блю Гэйт» выделяется из других любовных историй, прежде всего, чутким отношением режиссёра к своим героям, которые ещё не умеют выражать свои чувства. А также его поиском нежной красоты в, казалось бы, обыденном поведении подростков. Более десятилетия спустя Чи-йен Йи вернулся к подростковым комедиям, сняв сатирический фильм «Салют, Сунь Ятсен!» (2015).

«Двойная рокировка» (2002)
Режиссёры: Эндрю Лау и Алан Мак

Затейливая игра в кошки-мышки на фоне ярких урбанистических пейзажей Гонконга. Главные герои-антиподы «Двойной рокировки» – пара «кротов». Первый – член триады Лау Киньмин (его роль исполнил сорежиссёр фильма Энди Лау), который проник в полицию и быстро продвигается по службе. Второй – офицер Чань Винъянь, внедрившийся в преступную организацию под прикрытием. Зная друг о друге немногое, они участвуют в битве умов, которая достигает потрясающей кульминации на крыше.

Кадр из фильма «Двойная рокировка» (2002).

У «Двойной рокировки» есть значительное наследие – этот фильм лёг в основу криминальной драмы Мартина Скорсезе «Отступники» (2006), а также стал движущей силой для китайских криминальных триллеров, таких как «Признания боли» (2006) и «Осведомитель» (2010).

«Глухая шахта» (2003)
режиссёр Ян Ли

Отчасти соцреализм, отчасти фильм-нуар и отчасти чёрная комедия. «Глухая шахта» – это обвинительный акт отсутствию морали на обоих концах экономического спектра Китая. Ян Ли рассказывает историю гнусной парочки – шахтёров по имени Сун и Тан. Они придумали аферу со страховкой: найти деревенского парнишку, выдать его за члена семьи, устроить на работу в шахте, а затем выдать его убийство за несчастный случай и потребовать компенсации от администрации во избежание огласки. Оба готовы пойти до конца, чтобы избавиться от своего «родственника» – наивного 16-летнего Юаня. Однако ситуация начинает усложняться…

Кадр из фильма «Глухая шахта» (2003).

«Выборы» и «Выборы 2» (2005 – 2006)
Режиссёр: Джонни То

Эти две высококлассные ленты от Джонни То составляют один из величайших эпосов современного китайского кино. Первая рассказывает о предвыборной кампании двух кандидатов на лидерство в мощной гонконгской триаде Вошинво. Один из них, Лэм Лок – спокойный и уравновешенный стратег, который обращается к традиционным ценностям старейшин-«избирателей». Его антагонист Большой Ди вспыльчив и агрессивен. Лок выходит победителем, но во втором фильме отчаянно добивается перевыборов на второй срок, что противоречит обычаям преступной организации. В то же время его коллега Джимми, высокообразованный член клана, пытается организовать легальный бизнес в материковом Китае.

Кадр из фильма «Выборы 2» (2006).

Премьеры обоих фильмов прошли на Каннском фестивале. Сцены жестокого насилия, снятые в натуралистичной манере, не только развеивают зачастую романтические мифы о триадах, но и представляют политическую аллегорию передачи Гонконга Китаю. В первом фильме членам организации приходится делать выбор между достоинством (Лок) и звонкой монетой (Большой Ди), а сиквел подчёркивает возрастающее влияние материка на предприятия в Гонконге.

«Три времени» (2005)
Режиссёр: Хоу Сяосянь

Блестящий триптих Хоу Сяосяня, в котором одна и та же история повторяется трижды – в 1911-м, 1966-м и 2005 годах. Режиссёр показывает, как социально-политическая ситуация разобщает людей, независимо от уровня личных свобод. Во всех трёх эпизодах главные роли исполняет одна пара актёров – Шу Ци и Чан Чэнь.

Кадр из фильма «Три времени» (2005), эпизод «1966».

Каждый эпизод сработан «на отлично», но 1966-й выделяется особо. Рассказ о солдате, который перед долгим возвращением на базу ужинает с возлюбленной под музыку «Дождь и слёзы» группы «Дитя Афродиты», считается одним из самых вдохновляющих в творчестве Хоу.

«Натюрморт» (2006)
Режиссёр: Цзя Чжанкэ

Строительство плотины «Три ущелья», которое потребовало переселения 1,3 миллиона человек, стало метафорой преобразований Китая в наблюдениях Цзя Чжанкэ за быстро меняющимся пейзажем. Он показывает эти сейсмические сдвиги через истории двух людей, которые приехали в обречённый на затопление город на реке Янцзы в поисках исчезнувших супругов.

Кадр из фильма «Натюрморт» (2006).

Цзя использует гипнотические широкие панорамы, длинные планы и медленное движение камеры за актёрами. Сюрреализма добавляют элементы научной фантастики (мужчины в костюмах химзащиты на сносе зданий, попытка подстрелить НЛО в небе) и магического реализма (канатоходец, идущий между двумя зданиями, предназначенными на снос). Всё это создаёт абстрактные связи между прошлым, настоящим и будущим этого региона.

«Летний дворец» (2006)
Режиссёр: Лоу Е

«Летний дворец» – это эмоциональный портрет молодёжной неудовлетворённости, воплощённый в тревожной эстетике Лоу Е и смелой игре актрисы Лэй Хао. Она исполняет роль студентки Юй Хун, которая уехала из родной деревни в конце 80-х и поступила в столичный университет (вымышленный институт, прототипом которого является Пекинский университет). Девушка вяло реагирует на студенческие протесты того времени, предпочитая искать свободу в сексуальных авантюрах с Чжоу Вэем, который испытывает пределы её тела и души.

Кадр из фильма «Летний дворец» (2006).

Травма – часто встречающаяся тема в современном азиатском кино. И значительная часть «Летнего дворца», когда Ю, Чжоу и членов их компании носит по Китаю и Европе, посвящена непрерывным негативным последствиям трагических событий на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года. Этот фильм – бескомпромиссный рассказ о жизнях, ощутивших мимолётную полноту, но в итоге проигравших государству, которое перекраивает современную историю.

«Город жизни и смерти» (2009)
Режиссёр: Лу Чуань

«Город жизни и смерти» воссоздаёт события резни в ходе Второй японо-китайской войны 1937 года. Японские войска захватили Нанкин, который тогда был столицей Китая. Из персонажей с обеих сторон Лу Чуань складывает душераздирающую мозаику, в которой крупномасштабные бои сменяются личными драмами – следствием варварства, отчаяния, паники и героизма.

Изначально «Город жизни и смерти» (2009) был снят в цвете, но стал чёрно-белым при монтаже.

Главные персонажи «Города жизни и смерти» – проститутка Сяо Цзян, учительница мисс Цзян и солдат Лу Цзяньсюн. Человечный подход режиссёра к изображению японских солдат Кадокавы и Иды вызвал возмущение в Китае. Однако его акцент на внутреннем конфликте героев по отношению к царящим зверствам иллюстрирует психологическое воздействие такой свирепости на агрессора. Ещё одно действующее лицо Джон Рабе показан как порядочный человек, чья совесть скомпрометирована необходимостью поддерживать политические связи в интересах бизнеса.

Этот чёрно-белый фильм с точными диалогами передаёт моральные дилеммы и мимолётные моменты надежды на фоне ужасов разорённого войной Нанкина.

«Великий мастер» (2013)
Режиссёр: Вонг Карвай

Сага Вонг Карвая – одна из многих кинематографических попыток воспроизвести биографию легендарного мастера боевых искусств вин-чунь Ип Мана, хотя, безусловно, самая блистательная. Режиссёр уже снимал в жанре «уся» (китайское фэнтези с упором на восточные единоборства), но теперь переместился на новую территорию. «Великий мастер» – рафинированное историческое произведение, которое построено на известных фактах из жизни своего героя (хотя, как и в других лентах, остальная часть выдумана). Здесь ощутима тема одиночества – повторяющийся мотив в творчестве Вонг Карвая.

Кадр из фильма «Великий мастер» (2013).

Режиссёр рассказывает о пути Ип Мана к известности на фоне бурлящего Китая ХХ века. Особое внимание уделено роману главного героя с Гун Эр (её сыграла Чжан Цзыи – одна из самых популярных китайских актрис нашего времени), которая воплощает эзотерические боевые традиции Северного Китая и оказывается инь-янь Ип Мана.

«Бродячие псы» (2013)
Режиссёр: Цай Минлян

«Бродячие псы» представляет собой скорее набор обстоятельств, а не повествование. Мужчина и двое его маленьких детей, сын и дочь, остались без крова в Тайбэе. Отец пытается наскрести хоть немного денег, стоя с рекламной табличкой на оживлённой транспортной магистрали. В это время дети торчат в супермаркетах, где могут съесть бесплатные образцы продуктов, или блуждают по безлюдным пейзажам. Семья ютится в заброшенных зданиях и моется в общественных уборных.

Кадр из фильма «Бродячие псы» (2013).

Фильм не предполагает реального начала и конца, а прошлое трёх героев остаётся неопределённым. Лента смонтирована как серия бессловесных эпизодов, продолжительностью иногда более десяти минут: отец, работающий под проливным дождём, поедающий капусту, которую его дочь превратила в куклу; празднование дня рождения в заброшенном месте. Используя почти невыносимые паузы и неподвижные композиции, позволяющие в деталях разглядеть все подробности убогого быта «отбросов общества», Цай заставляет зрителя задуматься над тем, что чувствуют эти люди.

По материалам статьи Джона Берра.

По любым китайским вопросам пишите на почту 15045064735@163.com

Дмитрий Горин
Все записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, напишите ваше имя.
Пожалуйста, напишите ваш email.

18 − один =

Пожалуйста, напишите комментарий.