Baidu против Google в Китае: кто кого?

//Baidu против Google в Китае: кто кого?

Baidu против Google в Китае: кто кого?

Похоже, Google пытается вернуться в Китай. Акции Baidu – самой популярной поисковой системы страны – упали на фоне сообщений о возможной конкуренции с мировым гигантом.

На минувшей неделе появилась информация о том, что Google готовится запустить в Китае собственную поисковую систему, которая будет соответствовать правилам цензуры, действующим в стране. Также сообщалось, что американская корпорация планирует вывести на рынок новостное приложение – опять же, чувствительное к сайтам и темам, которые китайские правительство внесло в «чёрные списки».

Пока неясно, когда Google начнёт работу – и начнёт ли вообще – но, как видно из ситуации с Facebook, которому разрешили открыть дочернюю компанию в Китае, ситуация может измениться очень быстро. Если сообщения правдивы, Гуглу придётся конкурировать с одним китайских титанов, который контролирует 74% рынка поисковых систем страны – Baidu. Давайте сравним соперников.

Как это выглядит?

77% доходов Baidu поступает от мобильных гаджетов, так что сначала лучше рассмотреть его приложение.

Как и многие китайские технические продукты, основное поисковое приложение Baidu выполняет не просто одну функцию – оно пытается делать всё. Подобно «собрату» от Google, его начальная страница состоит из окна поиска и ленты новостей – или, если быть точным, ленты контента, поскольку в неё включены советы по здоровью и обзоры фильмов.

Слева — начальная страница приложения Baidu, справа — Google. Источник: abacusnews.com

Больше, чем поиск

И если Google в основном этим и ограничивается, то Baidu пытается предложить гораздо больше. Набор иконок в правом верхнем углу китайского приложения ведёт к его собственным мини-программам – эта тенденция появилась у техгигантов страны вслед за WeChat от корпорации Tencent.

Читайте:  Baidu планирует перевозить туристов в машинах без водителей

Мини-программы – это очень маленькие приложения, которые являются частью большого. Идея в том, чтобы пользователи могли делать всё внутри вашего приложения, не покидая его. Хотите вызвать такси, послушать музыку, посмотреть видео или заказать еду? Все эти функции заключены в мини-программы в поисковом приложении Baidu. Но не все они управляются корпорацией – третьи стороны также могут создавать мини-проги, так что можно заказать билеты у турфирмы Ctrip или сделать покупки на JD.com, не выходя из приложения Baidu.

Страничка мини-программ и пользовательский аккаунт приложения Baidu. Источник: abacusnews.com

И ещё кое-что! Два из четырех крупнейших разделов в приложении Baidu посвящены видеороликам, в том числе новостям, забавным клипам, стримам и даже полнометражным фильмам. Да, Google владеет YouTube, но это отдельное приложение. Baidu же связывает всё вместе.

Добавление контента и услуг привело к увеличению доходов Baidu от рекламы, что помогло компании пережить трудные времена. Это даже привлекло больше юзеров: по данным корпорации, к июню 2018 года у неё насчитывается 148 миллионов активных пользователей, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Поговорим о цензуре

Одно большое отличие поисковика Baidu от глобальной версии Google – это, конечно, то, что результаты цензурируются. Например, по запросу «события 4 июня на площади Тяньаньмэнь» вы получите большинство результатов из государственных СМИ, где акция будет названа «бунтом». Цензура сейчас такая неотъемлемая часть жизни в китайском интернете, что, если вам нужны разные взгляды на тему вроде этой, придётся использовать не Baidu, а виртуальные частные сети (VPN) для перехода на международную страницу поиска Google.

Но здесь мы сравниваем то, как Baidu будет работать в сравнении со специальной версией Google, которую компания готовит для Китая, – и она, как сообщается, также подвергнется цензуре. Будет интересно посмотреть, как будут отличаться результаты китайского варианта поисковика Google от его конкурента Baidu. Но, учитывая то, что было известно до сих пор, будет большим сюрпризом, если окажется иначе.

Читайте:  Технологические компании Китая делают прорыв в автоиндустрии
Насколько хороши будут полученные результаты?

Как показывает опыт, Baidu полезен при поиске контента на китайском языке и запросов, связанных с местными услугами. Но растёт и недовольство результатами выдачи. В 2016 году студент в Китае умер после прохождения экспериментального лечения рака, о котором он узнал через этот поисковик.

В то время на здравоохранение приходилось от 20% до 30% выручки компании. Но неясно, как Baidu верифицировало больницы, потому что в результатах поиска появлялись медицинские учреждения без надлежащей квалификации. Регулирующие органы позже указали поисковику, что он не может просто продавать результаты выдачи в сфере здравоохранения тем, кто предлагает самую высокую цену.

В отличие от мобильного приложения, главная страница веб-версии Baidu предельно лаконична. Источник: abacusnews.com

Помимо этого, очередную волну возмущений в интернете вызвало заявление генерального директора Baidu о том, что китайские пользователи готовы отказаться от конфиденциальности в обмен на удобства. В ответ многие юзеры сообщали на Weibo о своём глубоком недоверии к компании и о том, что они «могут подождать, пока в Китай придёт Google».

Впрочем, пока окончательно неясно, вернётся ли Google в страну. Но если это произойдёт, доминирование Baidu на рынке и прирост базы пользователей станет делом сложным – или даже почти невозможным. А если гнев и недоверие по отношению к китайскому титану всё же будут расти, это может дать американцам некоторую точку опоры в Китае… ну, если правительство, конечно, решит открыть эту дверь.

Адаптированный перевод. Оригинал статьи на сайте Abacus. Главная иллюстрация — RBBi

By |2018-08-18T10:52:01+00:00Август 19th, 2018|Нет комментариев

Оставить комментарий