Бизнес с Китаем: пособие для начинающих от Руслана Майбороды. Глава 12
Доставка из Китая – логистика во всей красе
Довольно широким шагом мы добрались до одного из самых ответственных и сложных этапов – доставки вашего груза из Китая. Притом сама доставка – это пусть и главная, но не единственная причина для головной боли. Ведь логистика включает в себя процессы по:
— управлению запасами,
— транспортировке,
— складированию,
— упаковке,
— хранению товаров,
— взвешиванию, измерению объёма,
— проверке на соответствие упаковочному листу,
— и, конечно же, приведению всего этого хаоса хоть к какому-то подобию порядка.
И каждый из этих пунктов влияет на конечную стоимость товара. Как это коснется вас? Напрямую. Чем выше логистический сервис, тем выше стоимость импортируемого товара. Чем ниже – тем соответственно и расходов меньше, а заодно и сроки доставки выше, да и количество брака при транспортировке больше (повреждение товаров при хранении и дистрибуции превышает 2%). Если у вас совсем нет времени на точные расчеты, и сложившаяся ситуация требует оперативного ответа, то можете в качестве ориентира добавить 25-35% к стоимости товара и получить примерную стоимость товара уже на вашем складе.
«Сложившаяся ситуация»
Эвфемизм, обозначающий настырного и неугомонного клиента.

Динамика роста транспортно-логистических услуг Китая впечатляет. С приходом международных компаний на китайский рынок вырос объем внешней торговли, растет и внутреннее потребление, расширяется производство. И Китай, будучи «мировой фабрикой», обзаводится собственными способами доставлять продукцию быстро, качественно и не очень дорого. Доставка по самому Китаю рассчитывается довольно просто, стандартная ставка на груз от 100 кг – 1,8-2 юаня за кг в зависимости от города отправки и доставки, также влияет плотность. Поэтому если вы хотите сделать примерный расчет самостоятельно, то умножьте вес на 2 юаня, а объём на 300 юаней. Полагайтесь на ту цифру, которая будет больше.
Доставка
Существует огромное количество маршрутов (географических) и способов доставки. Для любого товара нужно выбрать свой – оптимальный по времени, стоимости и надёжности. Начиная работать с Китаем, мы сталкиваемся с проблемой выбора компании, которая будет доставлять, и способа транспортировки. Помните, что глобус и политическая карта мира – это ненадёжный способ получения информации для выбора оптимального маршрута для доставки конкретно вашего груза. Всё не так однозначно, как может показаться в самом начале. России отчасти повезло – у нее есть обширная общая граница с Китаем. Обе страны имеют выход к морю. То есть российские предприниматели не ограничены в выборе транспорта. Только стоит учитывать все минусы и плюсы.
Способы доставки (транспорт)
- Авиадоставка. Отправка груза самолётом из Китая в Россию. Самая быстрая доставка, но в подавляющем большинстве случаев совершенно нерентабельна.
- Морская доставка. Доставка груза в контейнере по воде до российского порта с дальнейшей отправкой по земле. Наиболее подходит для тех, чей груз находится южнее Пекина или занимает практически весь контейнер, т.е. не требует догрузки чужим грузом. В России есть порты, обслуживающие как Европейскую часть страны, так и Восток. Европа – это Санкт-Петербург, Новороссийск, Калининград, а Восток – Находка и Владивосток.
- Железнодорожные перевозки – оптимальное соотношение цена/срок (однако поезда ходят не везде).
- Автомобильная доставка. Доставка в фуре подходит в тех случаях, когда груз небольшой (другое обозначение «сборный»), находится севернее Шанхая и требует относительно быстрой доставки (т.е. вариант по загрузке сборного контейнера не подходит). Фуры, перевозящие сборные грузы, формируются несколько быстрее, чем контейнеры, поэтому сроки доставки более привлекательны.
- Комбинированная доставка. Самый распространённый и логичный вариант комбинированной доставки – это доставка до России по земле (автодоставка) с дальнейшей отправкой груза самолётом.
Маршруты доставки по земле
Нужно учесть, что основные российские потребители китайских грузов находятся в европейской части страны. В Китае же большая часть товаров производится на востоке и юго-востоке. Возникает вопрос эффективной сухопутной доставки грузов по основным путям. А путей, по сути, всего три.
Через российскую границу
Доставка груза через Забайкалье или Приморский край с дальнейшей ж/д отправкой через Транссиб. Сроки доставки контейнера по этим маршрутам – в диапазоне от 8 до 14 дней. Стоимость доставки регулярно меняется, поэтому указывать даже ориентировочные цены в долларах нет смысла.
Через Казахстан

Правда, этот маршрут ничем не выгоднее, а порой и просто опаснее. Есть устойчивое и небезосновательное предположение, что большинство перевозок через Казахстан контролируются криминалом (по крайней мере, так было в недалёком прошлом). Поэтому, если вы будете везти впервые, или стоимость самого товара существенна для вашего кошелька или даже здоровья, то отложите этот вариант на будущее. К тому же, автодороги в этой стране оставляют желать лучшего. Ну и задержки на китайско-казахской границе истерзают ваши нервы. Что касается железных дорог, то тут ситуация не лучше. Транспортные системы Китая и Казахстана пока развиты слабо (например, низкая скорость движения поездов на Западе Китая и пр.). По срокам железнодорожный транзит через Казахстан будет не короче, чем перевозка груза напрямую из России.
Через Монголию
На мой взгляд, самый гиблый вариант. Однопутная железная дорога в Китай транзитом через Монголию построена еще в советский период. Ее пропускная способность и неразвитая инфраструктура не позволяет называть данный маршрут коммерчески значимым.
Как выбрать транспортную компанию для перевозки
Канонический алгоритм проверки и выбора ТК включает в себя следующие требования:
- лицензия,
- наличие собственного транспорта,
- диспетчерская служба (четко, круглосуточно),
- страхование груза,
- договор с клиентом,
- наличие отзывов или гарантий.

Конечно, практика показывает, что далеко не каждая компания имеет, например, собственный транспорт, диспетчерскую службу или лицензию. Но с другой стороны, если эта компания специализируется на доставке контейнерных грузов, неужели ей потребуется иметь собственный корабль? И как вы проверите, имеет ли она в своём распоряжении богатый автопарк или арендует фуры у китайской компании? Да и кто из них посчитает нужным отчитываться перед клиентом, который везёт не очень большой груз, заработок на котором не покроет всей этой суеты?
Практика показывает, что основные требования к транспортной компании должны быть таковы:
— договор купли-продажи (или поставки) между их российским юридическим лицом и вашим (ООО или ИП);
— предоставление ответственного сотрудника, который будет вести ваш груз, отвечать на все возникающие вопросы и решать поставленные задачи;
— подробный и конкретный расчёт по конкретному запросу от вас, где будут прописаны все расходы по доставке по Китаю, упаковке, таможне, страховке, доставке по РФ, сертификации и так далее;
— возможность оплаты на российский расчетный счет (а не на карты СБ, Вестерн Юнион и так далее);
— отзывы и представительство на одном из форумов о Китае или логистике, где бы вы могли оставить свой фидбек;
— грамотная и понятная финансовая схема оплаты, предоставление закрывающих документов.
Реплика скептика:

«Нет, ну это уже ни в какие ворота не лезет! Бред, рождённый в голове сумасшедшего, принявшего спидбол. Вот уже десять лет я вожу грузы через Забайкальск. Использую карго 995 и карго 654 – прекрасные компании, которые готовы возить грузы в любое время дня и ночи. И нет у них никакого расчётного счёта, никаких своих машин и страховки – всё держится на порядочности и ответственности каждого из их сотрудников!»

Если всё это вас не интересует, и вы хотите получить свой груз как можно быстрее и дешевле, тогда не жалуйтесь, что возникли некие проблемы. Виновник своей неудачи – именно вы. При этом не стоит сразу соблазняться низкой ценой. По сути товар при доставке может пройти через сотни рук, несколько транспортных компаний. Как правило, китайцы не пускают российские компании далеко на восток. То есть часть ответственности за транспортировку товара лежит на китайцах. Потому точно узнайте, на ком лежит ответственность за доставку, а также кто и сколько за нее заплатит.
Инкотермс – расшифровка
При транспортировке товаров вы столкнетесь с сокращениями (FOB, EXW, CIF и т. д.) Они характеризуют обязательства поставщика при доставке. Для тех, кто не в курсе, расшифрую.
EXW
Самовывоз (франко-завод). Условия поставки, при которой ответственность продавца заканчивается сразу после того, как товар появился на его складе. В цену товара не включены никакие расходы на вывоз товара и доставку. То есть вся ответственность и расходы по самовывозу будут лежать на вас. Обычно цены указаны в юанях.
FOB [+ название местного порта]
Франко-борт. Это условие поставки означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту. Т.е. в цену входит стоимость товара, доставка до порта, затаможка, погрузка на корабль.
CIF [+ название порта, пункта назначения в другой стране]
Стоимость, страхование, фрахт (сиф). Согласно данному условию, продавец платит за отправку вам товара до определенного оговоренного места. CIF обычно применяется при доставке грузов не в контейнерах. Т.е. в цену входит: стоимость товара, доставка до порта, затаможка, погрузка на корабль и доставка до порта прибытия.
CIP [+ название порта, пункта назначения в другой стране]
«Доставка и страховка оплачены до…» Условие внешнеторгового контракта, в соответствии с которым продавец обязан подготовить товар к экспорту и оплатить стоимость перевозки груза до указанного покупателем места поставки, а также застраховать товар на время его перевозки. Чаще используется для перевозки груза в контейнерах. Т.е. в цену входит стоимость товара, доставка до порта, затаможка, погрузка на корабль и доставка до получателя + страховка груза.
DDU [+местоположение]
«Доставлено, пошлина не оплачена». В стоимость товара включена доставка до определенного места, но не включены дополнительные таможенные пошлины и пошлины на импорт. В зависимости от того, как вы договоритесь с китайцами, вы будете оплачивать доставку. Больше о принятых в международной торговле правилах поставки вы можете узнать на сайте https://www.tamognia.ru/incoterms/.
Важнейшие данные
Для отгрузки и транспортировки еще нужно знать:
— объем упакованного товара,
— размеры тары,
— количество коробок (мест),
— вес.

Для чего? Для того чтобы ваша транспортная компания могла полностью просчитать стоимость перевозки. И не смейте полагаться исключительно на информацию, предоставляемую китайской стороной. Главная задача китайцев – произвести и продать, а все эти данные можно дать и приблизительно (с их точки зрения). Поэтому представьте, насколько может возрасти плата за перевозку, если поставщик (особенно китайская фабрика) ошиблись на пару миллиметров с размерами тары. Или же вообще дали вам сведения о том, сколько и что будет весить навскидку. Чтобы избежать таких ошибок нужно либо самому присутствовать на приемке упакованного товара, либо обзавестись уполномоченным представителем.
Бизнес с Китаем: полное пособие для начинающих
Я когда только начинал возить свой товар из Китая, постоянно ломал голову с выбором транспортной компании. Некоторые такие цены выдвигают, что проще блин самому туда съездить)) Когда немножко раскрутился начал сотрудничать с ШаркГрупп. У них реально и цены выгоднее, и куча вариантов доставки. Я вожу конейнерами по морю, так дешевле всего, а цена доставки сказывается на конечной цене товара!