Больше, чем золото: «сделано в Китае» на Олимпиаде в Рио
Китайские продукты и технологии завоевали всеобщее внимание во время Олимпиады в Рио. От произведённых в Китае шлемов и традиционных лечебных банок государство получило на Играх больше, чем просто золото. Для продвижения международного имиджа «сделано в Китае» страна использовала Олимпиаду на полную катушку.
Китайский новостной сайт Economic Daily недавно сообщил, что в Рио были в ходу разные китайские товары, начиная от экологически чистой посуды и заканчивая кондиционерами. Даже талисман Игр был изготовлен в Поднебесной. По мнению агентства, распространённость продукции китайского производства демонстрирует значимость страны и её общую конкурентоспособность на мировом рынке. Китайские зрители на Sina Weibo восхваляли присутствие отечественных товаров на международной арене.
«Сделано в Китае! Как китаец, я чувствую гордость [за свою страну]! Хорошая работа, Китай!», – написал на Weibo один пользователь.
На прошлой неделе у всех на устах был дизайн шлемов велосипедной команды из КНР, выигравшей золото. СМИ писали, что специальные головные уборы стали хорошим промо для китайских разработок и культурного наследия.
Помимо велосипедных шлемов, ещё два продукта китайского производства вызвали международный интерес: противомоскитные сетки и терапевтические банки.

Китайская гимнастка под защитной сеткой. Фото: news.twoeggz.com
Китайский ответ вирусу Зика
Защитные сетки играли важную роль на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, поскольку серьёзную тревогу у спортсменов вызывал вирус Зика. Комары, которые являются его основными переносчиками, уже заразили сотни тысяч людей по всей Латинской Америке, особенно в Бразилии. Многие олимпийцы, такие как австралийский гольфист Джейсон Дэй, даже отказались от соревнований из-за страха перед ним. Как известно, вирус особенно опасен для беременных, поскольку инфекция может привести к серьёзным порокам головного мозга у плода и другим врождённым дефектам.
«Антикомариные юрты», которые давно используются в быту по всему Китаю, стали трендом Игр после того, как фото спортсменов из КНР под сеточными палатками обошли весь интернет.
Китайский гимнаст Фэн Чжэ рассказал на Weibo, что иностранец даже пришёл к нему с просьбой продать противомоскитную сетку. Австралийская баскетболистка Лиз Кэмбидж поделилась в Twitter’е своим фото в такой защитной палатке. Теперь коммерческие сайты продвигают этот продукт, как «Олимпийские противомоскитные сетки 2016 года». После этого интернет-пользователи из Китая начали составлять список вещей, которые широко используются в их стране, но почти неизвестны в других уголках мира.
Один из таких продуктов – «Люшэнь Хуа Лу-шуй» (или «Флоридская вода Люшэнь»), ещё одно эффективное средство от комаров. Недавно средство появилось на внекитайских рынках и было благосклонно принято потребителями.
Мировой успех лечебных банок
Возрос и интерес к традиционным китайским лечебным банкам. Это произошло после того, как американский пловец Майкл Фелпс выиграл медаль, продемонстрировав багровые синяки, которые покрывали его спину необычным узором. Они остались после нагретых сосудов, которые размещаются на спине и втягивают кожу. Китайцы практикуют такую терапию для уменьшения боли и расслабления мышц.

Следы от терапевтических банок на плече американского пловца Майкла Фелпса. Фото: Twitter
В интервью Sohu TV, Фелпс сказал: «Как по мне, эти банки прекрасно работают. Они помогают снять напряжение в плечах, спине и ногах – мне они очень нравятся».
Олимпийский успех Фелпса и интерес СМИ привели к росту продаж лечебных банок как в Китае, так и за его пределами. Так, на Taobao количество проданных наборов в этом месяце увеличилось почти вдвое.
Цель «сделано в Китае» 2025 года
Расширение присутствия китайской продукции за рубежом соответствует первоочередной задаче на 2025 год, которая заключается в модернизации товаров для международного рынка. Разрабатывая этот план, китайские лидеры подчёркивают приоритет инноваций и качества над количеством и надеются через 10 лет продвинуть бренд «сделано в Китае» вверх по шкале ценностей. К этому времени на таких международных мероприятиях, как Олимпийские игры, должно появляться всё больше продуктов китайского производства.
Но имидж «сделано в Китае» пока не освещён солнцем и не осыпан лепестками роз. Вслед за растущей популярностью китайских продуктов и технологий растут дискуссии об их эффективности и безопасности.
Недавний ажиотаж вокруг китайских лечебных банок, к примеру, тоже спровоцировал рассуждения о том, работает ли эта терапия и насколько она безопасна. Чуть ранее этим летом по интернету гуляли эпатажные снимки человека, который получил сильнейшие ожоги после такого лечения. Сайт Guokr.com, который пропагандирует науку в Китае, указывает, что банки – ещё редкая и малоизученная практика. Из-за потенциальных рисков, например, ожогов и кожных инфекций, Guokr не рекомендует пользователям проводить эту процедуру самостоятельно.
Растущий интерес к китайской продукции указывает на рост международного признания китайской культуры и товаров. Особо важную роль в их продвижении играют спортсмены и знаменитости. Но бренд «сделано в Китае» всё ещё сопровождают негативные ассоциации, связанные с низким качеством и сомнительной безопасностью. И, вероятно, они не изменятся в одночасье.

Китайский атлет Лун Цинцюань стал всеобщим фаворитом после того, как установил мировой рекорд по сумме упражнений — 307 кг. Фото: Getty
У Китая есть ещё девять лет на воплощение «образа 2025». А это означает ещё четыре Олимпиады, которые могут послужить платформой для доказательства ценности китайских продуктов. Кто знает, может, последним писком моды на Зимних Олимпийских играх 2018 года в корейском Пхёнчхане станут сани для бобслея, произведённые в Поднебесной.
Об авторе. Яньлин Сюй – выпускница Гриннелл-колледжа (штат Айова), фрилансер. Она родилась в Сямыне (Китай) и училась в Соединённых Штатах, где получила степень бакалавра в области политологии и изучении Дальневосточной Азии. В настоящее время проживает в Чикаго.