Борьба за сохранение искусства резьбы по пробке в Фучжоу

Вырезанные из пробковой древесины композиции, известные как одно из «трех сокровищ Фучжоу», нуждаются в более широком признании и действенной поддержке сохранения для потомства – считает апологет этого искусства, который стремится передать секреты творчества следующим поколениям.

Эта разновидность резьбы обязана своим возникновением У Цици из деревни Сиюань в районе Фучжоу – столицы провинции Фуцзянь. У придумал использовать кору пробкового дуба из Европы в качестве материала для необычных поделок в 1914 году. В резьбе, сочетающей разные приемы, популярны мотивы, объединяющие цветы, деревья, павильоны, мостики и лодки в «трехмерную картину» из коры.

Утонченные и красивые, эти произведения ручной работы часто называют «поэзией без слов».

Пробковые композиции из Фучжоу пользовались спросом за рубежом в прошлом веке. Их часто использовали в качестве ширм, картин, скульптур и украшений для богатых интерьеров или фойе крупных отелей.

В эпоху процветания пробкового бизнеса, пришедшуюся на 1970-е и 1980-е, приемы вырезания из пробки были освоены тысячами людей в деревне Сиюань.

Рассказывает У Чжишэн – резчик в четвертом поколении, а также потомок У Цици: «В 1990-е началось быстрое сокращение отрасли в силу резкого снижения экспорта из страны».

«Многие ремесленники вынуждены были заняться другой работой. Производства закрывались одно за другим».

Хотя У тоже переживал трудные времена, он никогда не сдавался. Он даже продавал газеты, а его жена открыла продуктовую лавку, чтобы собрать деньги на возрождение отрасли.

В 2002 году У открыл центр творчества резьбы по пробке, чтобы привлечь желающих освоить это искусство.

Ситуация улучшилась после 2005 года, когда правительство занялось поддержкой традиционного творчества. Уже в следующем году У основал компанию подготовки профессиональных мастеров и обзавелся рабочей студией.

В июне 2008 года резьба по пробке была внесена в государственный список нематериального культурного наследия Китая.

«По мере изменения бизнес-среды я опробовал инновации в отрасли», – рассказал У. «Была изготовлена более изысканная упаковка для продукции и расширены каналы сбыта». Теперь изделия из пробки можно увидеть в местах, популярных в туристской среде, на свадьбах, юбилеях и в храмах.

Хотя традиционное творчество демонстрирует признаки возрождения, У беспокоится о сохранении резьбы в следующих поколениях.

«Сейчас насчитывается около 20 человек, которые освоили приемы мастерства, но большинству из них уже за 60», – сказал он. «Что будет, когда они отойдут от дел?»

Помня об этом, он сотрудничал с местными художественными школами, организовав курсы резьбы, чтобы привлечь молодые таланты. Он даже давал уроки заключенным, чтобы найти потенциальных продолжателей дела.

По словам У, освоение секретов мастерства занимает не меньше трех лет. Однако он хочет пересмотреть старые способы обучения и внедрить новые методики в надежде привлечь больше людей.

Кроме того, У отмечает, что «еще одной проблемой являются невысокие доходы. Я надеюсь, что наш проект получит больше средств в будущем».

«Только при условии заинтересованности со стороны молодежи у вырезания из пробковой коры есть перспективы», – добавил он.

Наша страница в WeChat sinocomclub

По любым китайским вопросам пишите на почту 15045064735@163.com

Валерий Толстой
Все записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, напишите ваше имя.
Пожалуйста, напишите ваш email.

пятнадцать − два =

Пожалуйста, напишите комментарий.