Далай-лама XIV: жизненный путь и достижения

Давайте сразу оговоримся. Далай-лама — не совсем китаец. Чтобы не сказать, что он совсем не китаец. Тибет, духовным лидером которого он является, сейчас находится в составе КНР. И большинство жителей Поднебесной убеждены, что исторически и по справедливости все верно. Но тибетцы, особенно живущие за пределами Китая, считают по-другому.

В нынешнем году весь мир празднует 80-летие нынешнего Далай-ламы. 14-го по счету. Мы не могли обойти вниманием жизнь этого замечательного человека.

 Далай-лама — высший духовный сан в Тибете, почитается последователями тибетского буддизма как земное воплощение бодхисатвы милосердия и сострадания Авалокитешвары. По представлениям буддистов, все жившие на земле далай-ламы являются, по сути, воплощениями одного существа: в момент физической смерти далай-ламы Авалокитешвара переселяется в тело одного из новорожденных, после чего его поиск ведут опытные астрологи и ламы. В истории Тибета известно 14 далай-лам, однако для верующих он — единственный, существующий последовательно в каждом из четырнадцати тел. Последний, ХIV Далай-лама Тибета — Тэнзин Гьяцо.

Кстати сказать, день рождения Далай-ламы ХIV — 6 июля — единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому, а не по лунному календарю. В этот день в буддистских храмах читают молитвы о долголетии Его Святейшества, верующие дают обет по крайней мере в течение суток не совершать никаких поступков, способных привести к распространению в мире зла.

Он родился в бедной семье. Источник: www.telegraph.co.uk

Он родился в бедной семье. Источник: www.telegraph.co.uk

Семья. Источник: www.telegraph.co.uk

Семья. Источник: www.telegraph.co.uk

Итак, обо все по порядку. Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 года в бедной крестьянской семье на северо-востоке Тибета в провинции Амдо в маленькой деревне Такцер, недалеко от озера Кукунор.

При рождении он получил имя Лхамо Дхондуп, которое в буквальном переводе означает «Богиня, исполняющая желания». Тут нужно понимать, что у тибетцев не существует разделения на мужские и женские имена, так что не удивляйтесь.

Родители Лхамо Дходупа , как и другие 20 семей деревни, занимались выращиванием овса, пшеницы и картофеля. Лхамо был девятым из шестнадцати детей в семье (выжили — семь). Самой старшей была его сестра Цэринг Дролма. Старший брат, Тхубтен Джигме Норбу, был признан реинкарнацией высокого ламы Такцер Ринпоче, и в дальнейшем стал настоятелем одного из самых знаменитых монастырей Тибета — Кумбум. Еще один брат, Лобсанг Самтен, тоже стал монахом. В общем, не простая семейка оказалась.  В своей автобиографии «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV пишет:

«Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев. Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им и всегда пытался сделать всё, чтобы облегчить их долю».

В 1909 Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь. После его смерти в 1933 году, группа лам начала поиск его нового воплощения.

Согласно традиции, тело умершего забальзамировали и посадили на трон. Через какое-то время голова умершего повернулась на северо-восток — туда, где монахам надлежало искать его реинкарнацию. А кто ищет, как известно, тот найдет!

Инициация 14-го Далай-ламы. Источник: www.learntoquestion.com

Инициация 14-го Далай-ламы. Источник: www.learntoquestion.com

В 1937 году воплощение Далай-ламы было распознано в двухлетнем Лхамо Дхондупе. Это случилось после соответствующих испытаний (в частности, когда ему показали различные реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он сказал: «Это моё, это моё!») Хотя сам Далай-лама XIV считает, что далеко не все инкарнации далай-лам были подлинными. Он уверен, что является воплощением Далай-ламы V (которого в Тибете называют за заслуги «Великий Пятый»), так как в детстве у него было очень много ярких снов, связанных с этой прошлой жизнью.

Назвался Далай-ламой — полезай в… Лхасу
Как бы там ни было, назвался Далай-ламой — полезай в… Лхасу. Хотя тут и возникли некоторые трудности. Дело в том, что восточный район Тибета, где находилась деревня Такцер, был под контролем Китая. В итоге, после длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, 10 июля 1939 года 4-летний Лхамо в составе большого каравана все-таки отбыл из родительского дома в направлении столицы Тибета. Через 3 месяца, в октябре 1939 г., караван прибыл в Лхасу.

22 февраля 1940 в столице Тибетского государства Далай-лама был возведен на трон.

Далай-ламе - 15 лет. Источник: www.telegraph.co.uk

Далай-ламе — 15 лет. Источник: www.telegraph.co.uk

Начались непростые годы учебы. А кто сказал, что будет легко? Обучение Далай-ламы проходило по традиционной тибетской системе с двумя официальными наставниками. Учебный план был тем же, что и для всех монахов, нацеленных на получение степени доктора буддийской философии, и включал логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину и буддийскую философию.

Далай-лама обучался с шести до двадцати пяти лет от роду, чтобы получить высшую ученую степень геше-лхарамба («доктора буддийской философии»). А вы как думали?! В возрасте двадцати четырех лет он сдал предварительные экзамены в трех главных монастырских университетах Тибета: ДрепунгеСэре и Гандене. Заключительные экзамены прошли в главном храме Лхасы во время ежегодного молитвенного празднества (монлама) зимой 1959 года. Утром в экзаменационный день Далай-лама сдавал экзамены по логике тридцати учёным. Во второй половине дня он участвовал в философском диспуте с пятнадцатью учёными. Вечером тридцать пять учёных экзаменовали его по вопросам монашеской дисциплины и метафизики. Далай-лама блестяще сдал все экзамены в присутствии более 20 000 учёных-монахов и получил звание геше-лхарамбы. Уже за одно это его можно причислить к лику святых!

В ноябре 1950 года, еще в процессе обучения, Далай-лама, которому исполнилось на тот момент всего 15 лет, по просьбе чрезвычайной сессии Национальной ассамблеи Тибета принял на себя политические полномочия, возглавив правительство и государство. А все потому, что в Тибет вступили войска Народно-освободительной армии Китая. В 1951 году было подписано тибетско-китайское соглашение, по которому Тибет стал частью Китая.

Далай-лама и Мао Цзэдун. Источник: www.telegraph.co.uk

Далай-лама и Мао Цзэдун. Источник: www.telegraph.co.uk

В 1950-1959 годах Далай-лама XIV предпринимал попытки мирного сосуществования с китайскими властями. Занимал государственные посты: был членом Всекитайского комитета Народного консультативного совета Китая (1951-1959), депутатом Всекитайского собрания народных представителей (1954-1959), председателем подготовительного комитета по созданию в составе КНР Тибетского автономного района, почетным председателем Китайского общества буддистов (1953-1959). Но все оказалось напрасным.

В середине 1950-х годов в Тибете началось движение против китайских властей, вылившееся в 1959 году в открытое восстание, которое было подавлено.

Восстание. Источник: www.telegraph.co.uk

Восстание. Источник: www.telegraph.co.uk

17 марта 1959 года Далай-лама эмигрировал в Индию, где поселился на севере страны в небольшом городке Дхармасала. За ним в изгнание последовало около ста тысяч тибетцев.

В Индии. Источник: www.telegraph.co.uk

В Индии. Источник: www.telegraph.co.uk

Но Далай-лама не стал унывать. В Индии он сформировал и возглавил правительство Тибета в изгнании. Он занялся вопросами сохранения тибетской культуры: на территории Индии была создана система для обучения детей беженцев родному языку и традициям. Были открыты Тибетский институт драматических искусств и Центральный институт высшей тибетология. Для сохранения обширного собрания учений тибетского буддизма — основы тибетского образа жизни — в изгнании было воссоздано свыше 200 монастырей.

Благодаря его усилиям в 1959, 1961 и 1965 годах были приняты три резолюции ООН по проблеме Тибета. В 1963 году Далай-лама провозгласил демократическую Конституцию, основанную на буддийских принципах и Всеобщей декларации прав человека как модели будущего свободного Тибета.

В 2001 году в Тибете впервые в истории были проведены демократические выборы на пост Калон Трипа (премьер- министра). После избрания тибетцами политического лидера, Далай-лама не участвовал в повседневном управлении. В одном из интервью он  сказал, что после избрания политического руководства в ходе всенародных выборов он находится «наполовину в отставке». Также он высказал мнение, что в следующих перевоплощениях Далай-лама не будет являться политическим лидером, а сохранение института далай-лам остаётся на усмотрение тибетского народа. В марте 2011 года Далай-лама вообще  заявил о намерении передать все имевшиеся у него административные полномочия избранному лидеру, оставить политическую деятельность и сосредоточиться на духовных делах.

Далай-лама и его двойник из музея мадам Тюссо. Источник: www.learntoquestion.com

Далай-лама и его двойник из музея мадам Тюссо. Источник: www.learntoquestion.com

Так и произошло. С 2011 года Далай-лама был официально лишен всех административных полномочий после принятия тибетским парламентом в изгнании поправок в Хартию тибетцев (конституция тибетцев в изгнании). Согласно измененной Первой статье Хартии тибетцев, Далай-лама объявлялся «защитником и символом Тибета», ответственным за поддержку «физического, духовного, этического и культурного благополучия тибетского народа». Помимо духовной деятельности он наделялся правом консультировать депутатов и министров, назначать своих представителей за рубежом, встречаться с иностранными официальными лицами.

По сей день, несмотря на солидный возраст, Далай-лама ХIV много путешествует по странам Востока и Запада. Он посетил множество стран, встречался с политическими деятелями, духовенством, деятелями культуры, бизнесменами, поддерживает широкие международные контакты с религиозными лидерами разных стран и конфессий.

После получения Нобелевской премии мира 1989 года. Источник: www.learntoquestion.com

После получения Нобелевской премии мира 1989 года. Источник: www.learntoquestion.com

Далай-лама является автором ряда книг по буддизму и судьбе тибетского народа. Он — лауреат Нобелевской премии мира 1989 года  за неустанную проповедь добросердечия, любви и терпимости в отношениях между отдельными людьми, сообществами и народами.

Покуда живые живут,
Пусть в мире и я останусь
Страданий рассеивать мглу
Покуда длится пространство…
Среди многочисленных премий и наград, присужденных Далай-ламе за его заслуги в борьбе за мир и соблюдение прав человека, — филиппинская премия Магсейсея (известная как «Нобелевская премия Азии»), гуманитарная премия имени Альберта Швейцера, премия имени доктора Леопольда Лукаса, «Премия памяти», «Награда за лидерство в области миротворческой деятельности», награда «За мир и единство», Первая премия за гуманность, Золотая медаль конгресса США и др.

С 2006 году Далай-лама XIV является почетным гражданином Канады. Ну, мало ли, вдруг пригодится?

Далай-лама и Нельсон Мандела. Источник: www.learntoquestion.com

Далай-лама и Нельсон Мандела. Источник: www.learntoquestion.com

Помимо многочисленных лекций и работ по собственно буддийской философии и психологии, Его Святейшество играет важную роль в процессе взаимоизучения и обогащения буддизма и современной науки. Он является инициатором и непременным участником проведения регулярных научных конференций различных областях знаний. Например, его очень интересуют вопросы клонирования человека.

При всем этом, Далай-лама XIV остается на удивление скромным человеком. О себе он говорит так: «Я – всего лишь простой буддийский монах, не больше, не меньше». Он и ведёт жизнь буддийского монаха: просыпается в 4 утра, медитирует, читает молитвы и выдерживает жёсткий график официальных встреч, аудиенций, религиозных практик и церемоний. Каждый свой день он завершает молитвой. И вот как-то выживает ведь человек без ресторанов, саун и прочей правительственной атрибутики…

Отвечая на вопрос об источнике своего вдохновения, он часто приводит свое любимое четверостишие из труда прославленного буддийского святого Шантидевы:

Покуда живые живут,
Пусть в мире и я останусь
Страданий рассеивать мглу
Покуда длится пространство…

Наша страница в WeChat sinocomclub

По любым китайским вопросам пишите на почту 15045064735@163.com

Валерий Толстой
Все записи

Комментарии 2

  1. Tercero:

    В наши дни мог бы и договориться с китайцами.

    Вместо этого ведет подрывную деятельность и злит их.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, напишите ваше имя.
Пожалуйста, напишите ваш email.

16 − пятнадцать =

Пожалуйста, напишите комментарий.