Джек Ма пообещал создать 1 млн рабочих мест в Америке
«Это была большая встреча. Мы с Джеком сделаем великие дела»
– сказал Трамп журналистам после встречи, описав основателя Alibaba как «большого, очень большого предпринимателя, одного из лучших в мире».
Эта характеристика Ма из уст Дональда кажется немного странной. Учитывая многочисленные битвы империи Трампа с Китаем по защите прав на интеллектуальную собственность.
Пожалуй, нет более известного в мире ресурса по продаже подделок, чем Alibaba. К примеру, Quartz сообщает, что на Taobao можно купить шляпу «Сделаем Америку снова великой» за 50 центов. В официальном магазине Трампа ее ценник – $25. Также на крупнейшей китайской интернет-платформе по продажам вы можете купить воздушный шар десятиметровой высоты в виде Трампа-петуха, изготовленный по дизайну, украденному у американского художника.
США вернули Taobao в перечень «сомнительных компаний». И понятно, что это тоже повлияло далеко не положительным образом на репутацию Alibaba в Америке.
Естественно, СМИ взорвало сообщение о том, что на встрече с Трампом Джек Ма пообещал создать 1 млн рабочих мест за 5 лет. Команда Трампа преподносит это заявление как очередную сверхъестественную сокрушительную победу «Дональда – гениального переговорщика». Но если смотреть правде в глаза, Ма укрепил свои позиции в США еще до момента инаугурации вновь избранного американского президента.
Ма, заявив о желании создавать в Америке новые рабочие места, начал очаровывать владельцев местного малого бизнеса еще в 2015 году, окутывая их перспективой связи «маленького человека» с большим потребителем на огромном всемирном цифровом рынке. В своей пламенной речи он упомянул простого рыбака с Аляски и фермеров, выращивающих вишню в Вашингтоне, в качестве скромных примеров помощи его компании местному бизнесу. Основной лейтмотив – покупательская способность китайцев растет, потребитель Поднебесной становится более требовательным к качеству и ассортименту. А тут раз – и на сцену с цыганочкой выходит американский мелкий предприниматель.
По словам Ма, Китай, работавший в основном на экспорт в течение последних 20 лет, сейчас должен переориентироваться на импорт. Ближайшие 10-20 лет китайцы будут учиться тратить деньги, причем по всему миру. «Я думаю, что американским продуктам и малому бизнесу стоит попасть к китайскому потребителю через интернет», – отметил Ма.
В любом случае, даже если Alibaba удастся привлечь малый американский бизнес, пока не совсем ясно, как компания сможет создать для американцев 1 млн рабочих мест. Так же, как Etsy и eBay, Alibaba привлекает к интернет-продажам сторонних продавцов. По данным американского канала CNBC, полностью занятого персонала у компании по состоянию на 31 марта этого года – всего 36 446 человек, почти все китайцы. Alibaba насчитывала около 10 млн активных продавцов в 2015 и говорила о «способствовании созданию более 15 млн рабочих мест». В Amazon, к сравнению, по итогам 2015 года работают 230 800 человек, которые тоже создают условия работы сторонним продавцам и их покупателям, поддерживая сервис.
После встречи Ма с Трампом акции Alibaba подскочили на более чем 1%. Интересно, что высокую встречу организовал Джей Клейтон, предложенный Трампом новый глава Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Джей Клейтон вел первую публичную продажу акций Alibaba стоимостью $24 млрд на Нью-Йоркской фондовой бирже в 2014 году.