Электронная музыка в Китае. Boiler Room в Пекине и Шанхае
Хотя значительная часть «столиц» танцевальной музыки находится в Европе и США, онлайн-платформа Boiler Room, которая фокусируется на электронной музыке, внесла в список ста локаций два китайских города – Пекин и Шанхай. В 2016 году DJMag, один из крупнейших в мире специализированных журналов, ввёл в двадцатку лучших клубов четыре китайских площадки. И сейчас, прогуливаясь по Шанхаю или Пекину, можно найти множество хороших ночных заведений.
Тем не менее, электронная танцевальная музыка в Китае по-прежнему недопонята и, что ещё важнее, неприбыльна. 54-летняя Рэйнбоу Гао, основатель ночного клуба / хостела «Особняк», говорит, что главное препятствие для её распространения и развития – это отсутствие инфраструктуры и общей осведомленности.
Прошлое танцевальной сцены в Китае
До реформ Дэна Сяопина в Китае танцевальной музыки фактически не существовало, так что западная клубная культура проникла в страну лишь 1980-х. Но и тогда вечеринки в основном проходили в барах западных отелей в Пекине, а заведения, которыми управляли местные, можно было пересчитать по пальцам. На заре 1990-х в крупных городах Китая начали открываться ночные клубы – они располагались по большей части в престижных гостиницах или в обновлённых кинотеатрах.

Источник: VideoBlocks
Тогда же – с появлением первых заведений в стиле «берлинский подвал» – началось и развитие андеграунда. Поначалу привлечение публики было сложным делом. По словам известного китайского диджея Вэна Вэна, первые вечеринки с электронной танцевальной музыкой организовывались заранее и привлекали в основном иностранных студентов. Но со временем эту музыку и культуру стали ценить всё больше молодых китайцев, и местная сцена начала медленно расти.
«В этот период, – говорит Рэйнбоу Гао, – клубы и клабберы мало внимания обращали на деньги, их интересовала сама музыка».
Сегодня китайская ночная жизнь – это сочетание крупных коммерческих клубов и заведений поменьше, ориентированных на музыку. Но андеграундная танцевальная сцена в Китае выживает даже в тени машин по выкачиванию денег. Сотни тысяч китайцев, молодых и не очень, каждые выходные идут послушать dianzi wuqu (танцевальную музыку), haoshi yinyue (хаус), tie ke nuo (техно) или chushe yinyue (транс).
Проблемы танцевальной музыки в Китае
Не только зарождение танцевальной сцены в Китае сопровождалось трудностями. Впереди ещё больше проблем. И одна из них в том, что каждый, кто хочет открыть ночной клуб, организовать фестиваль или концерт, рискует потеряться в бюрократическом лабиринте. Арендная плата высока, лицензии дороги, а клубы могут подвергаться полицейским проверкам.

Рэйнбоу Гао. Источник: whatsonweibo.com
Голландские организаторы международного музыкального фестиваля «Трансмиссия», который прошёл в Шанхае, кажется, вздохнули с облегчением, когда событие закончилось: его подготовка оказалась административным кошмаром. «Но теперь, пройдя огонь и воду в Китае, они смогут организовать мероприятие в любой точке мира», – смеётся Гао.
Из-за значительных финансовых вложений и низкой доходности ночным клубам, делающим акцент на музыке, сложнее найти инвестиции, чем коммерчески ориентированным заведениям. «Только пассинарии вкладывают в них деньги, причём из собственного кармана», – утверждает Рэйнбоу Гао, которая так и не вернула свои первоначальные инвестиции в «Особняк».
Следующая насущная проблема – недостаточная осведомленность китайской публики и непонимание культурного и коммерческого потенциала танцевальной музыки. Например, китайские родители редко рассматривают работу диджея или продюсера как «настоящую» карьеру и, как правило, редко поддерживают своих отпрысков в их творческих устремлениях. Это проблема не связана именно с электронной музыкой, фразу «хочешь стать бездомным – иди в артисты» слышат многие дети.
Местные власти тоже демонстрирут близорукость. «Я просила чиновников поддержать некоторые идеи, например, фестиваль YinYang на Великой Китайской стене, но они отвечают, что могут вкладывать деньги только в древнюю китайскую культуру», – жалуется Рэйнбоу.
Почему важны соцсети
В Европе и Северной Америке процветают онлайн-платформы для обмена музыкой, такие как Soundcloud или Mixcloud, сайты по продаже музыки, такие как Beatport или Juno, и, конечно же, множество соцсетей – Facebook, Instagram или Snapchat – где диджеи могут продвигать свои бренды.

Источник: VideoBlocks
В Китае тоже есть свои эквиваленты таких площадок. Но, как пишет онлайн-журнал Factmag, местной танцевальной музыке стоит лучше использовать китайские социальные медиа, чтобы создать единое присутствие в интернете по образцу западных стран. На момент написания этой статьи самыми популярными сайтами по обмену музыкой в Китае были Xiami и Douban. Первый принадлежит корпорации Alibaba; он предоставляет рекомендации и позволяет загружать файлы. Второй – независимая социальная сетевая платформа, ориентированная на совместное использование кино, литературы и музыки.
Xiami более популярный ресурс. У таких диджеев, как Микки Чжан, есть десятки тысяч слушателей на Xiami и лишь несколько тысяч на Douban. Музыкальная библиотека Xiami насчитывает свыше трёх миллионов треков, сотни музыкальных стилей, десятки тысяч радиостанций и более пятисот тысяч подборок хитов, созданных непосредственно пользователями и саморазвивающимися алгоритмами, которые могут рекомендовать людям музыку. Портал также может похвастать гораздо более обширной пользовательской базой, нежели Douban, который поощряет создание небольших нишевых сообществ. Большинство из 60-ти миллионов пользователей Douban происходят из хорошо образованного городского среднего класса. Они обмениваются преимущественно книгами, фильмами, музыкой и другим культурным контентом.

Источник: thatsmags.com
Безусловно, практически все китайские диджеи и ночные клубы имеют аккаунты и на Weibo, где зачастую у них больше последователей, чем на Douban. Но проблема с Weibo в том, что диапазон тем там чрезвычайно широк, и создать сообщества, ориентированные на определённый музыкальный жанр, довольно сложно. «На Weibo пользователи говорят слишком много и обо всём, так что это может обернуться пустой тратой времени», – поясняет Рэйнбоу.
Большинство музыкальных дискуссионных групп на Weibo не фокусируются на техно, хаусе или трансе, а скорее на «андеграундной» музыке в целом или на сразу всех жанрах электронной музыки. Вот почему, как считает Рэйнбоу, онлайн-потенциал андеграундной сцены больше связан с развитием Xiami и Douban.
Социальные медиа могут обеспечить необходимую инфраструктуру творческим онлайн-сообществам и дать новым поколениям музыкантов возможность собраться, организовать мероприятия и поделиться музыкой и знаниями. Соцсети также могут помочь в распространении знаний о разных музыкальных жанрах. Проблема, как считает Рэйнбоу, не в том, что китайцы не любят танцевальную музыку, а в том, что многие никогда не испытывали её воздействия.

Источник: internchina.com
«Во время первого фестиваля YinYang мы раздавали рекламные CD людям из сельской местности. На следующий год они вернулись и попросили ещё дисков, потому что за это время электронная музыка стала среди них очень популярна. Просто раньше они её не знали», – рассказывает Рэйнбоу Гао.
Несмотря на препятствия, электронная танцевальная музыка в Китае обладает огромным культурным и коммерческим потенциалом. И, возможно, социальные сети станут ключом к его раскрытию.
Адаптированный перевод. Оригинал на сайте What’s on Weibo. Главная иллюстрация: jammyfm.com