Естественный процесс, или Арт-рынок Китая остывает

«У нас есть две новости: хорошая и плохая», – этой классической фразой вполне можно начать отчет о состоянии рынка китайского искусства и антиквариата за 2014-й календарный год. Третий подряд ежегодный доклад на эту тему выпустили в середине сентября-2015 крупный информационно-аналитический портал artnet Analytics совместно с Китайской ассоциацией аукционистов (САА).

Анализ показывает, что на рынке продолжается спад после резкого взлета в 2011 году. Это может быть связано с рядом факторов, в том числе – с проблемами предложения.

Плохие новости

Если в 2013 году выручка от продаж произведений китайского искусства по всему миру составила 8,5 млрд долларов, то в минувшем она снизилась на 7,1% – до 7,9 млрд долларов. По сравнению же с 2011 годом (11,5 млрд долларов) падение составило 31,3%.

01

Общая стоимость продаж (в долларах) произведений китайского искусства и антиквариата на материке и в мире за 2011 — 2014 годы. Источник: artnet Analytics

Последние четыре года «участники рынка являются свидетелями колоссальной нестабильности, поскольку в 2012 году показатели сократились почти на 43%, а затем скакнули вверх в последующем», — говорится в докладе. Там же поясняется, что эти колебания регулировались как спросом, так и предложением.

Кроме того, китайский рынок отягощен проблемами покупательских неплатежей и отсутствия прозрачности. Так, на материковом Китае в 2014 году до 63% всех лотов остались неоплаченными или оплаченными лишь частично. Этот показатель невыплат поднялся на 22% с 2013 года.

the Meiyintang “Chicken Cup

Сотрудник Sotheby’s демонстрирует «чашку с петухами» эпохи династии Мин (1368 — 1644) во время пресс-показа перед аукционом 12 марта 2014 года. Источник: AP Photo / Kin Cheung

Читайте также: Как найти и занять нишу на арт-рынке Китая: мифы и советы

Ложка меда в бочке дёгтя

А теперь хорошие новости. Ряд экспертов склоняются к тому, что это замедление отражает тенденцию к более реалистичным ожиданиям и ценам. Консультанты считают, что осмотрительность и более взвешенные покупки / продажи в конечном итоге могут привести к оживлению рынка.

Императорская вышитая шёлковая танка (1402 - 1424) проданая в ноябре 2014 года за 45,2 млн долларов. Источник: Christie's Images

Императорская вышитая шёлковая танка (1402 — 1424) проданая в ноябре 2014 года за 45,2 млн долларов.
Источник: Christie’s Images

Как пишет специалист artnet Analytics по современному азиатскому рынку Нина Липман (Nina Lippman), «поскольку сейчас цены возвращаются к более реалистичному уровню, который соответствует ожидаемому, мы смогли увидеть повторных покупателей, – тех, кого ранее отпугнули завышенные суммы, господствовавшие в 2010-м и 2011 годах».

Рынок искусства в Китае отличается тем, что на долю аукционных продаж тут приходится примерно 70% стоимости, а оставшуюся часть делят между собой галереи. На художественных рынках других азиатских регионов первую скрипку играют галерейные и розничные продажи.

Лидерами аукционного рынка по-прежнему остаются Пекин и Тяньцзинь. Однако их доля уменьшается, и это позволяет предположить, что медленное нарастание происходит в других регионах, в частности, в Дельте реки Янцзы.

Специфичным является и то, что САА – это единственная национальная ассоциация в аукционной индустрии Китая.

На материке, в мире, далее – везде

В докладе рассматриваются продажи китайского искусства по всему миру, а не только в Поднебесной. Среди некоторых интересных микро-трендов, которые выявили эксперты, оказалось то, что падение продаж китайского искусства внутри страны стало более существенным (минус 9,3%), чем на зарубежном рынке (минус 1,1%). Большим сюрпризом стало то, что Северная Америка обогнала Европу, став вторым по величине внешним рынком для реализации произведений китайских мастеров.

Количество аукционных домов, продающих китайское искусство - по регионам. Источник: artnet Analytics

Количество аукционных домов, продававших в 2014 году китайское искусство — по регионам. Источник: artnet Analytics

В докладе также отмечается повсеместное снижение числа дорогостоящих лотов, чья стоимость превышает 10 миллионов юаней (1,6 млн долларов). Этот показатель сократился до 389-ти в 2014 году, – по сравнению с 429-ю в 2012 году.

Арт-экономист Клэр МакЭндрю (Clare McAndrew), которая написала предисловие к новому докладу, указывает, что «центральным фактором [влияния на рынок] стали вопросы предложения», но при этом отмечает, что «качество [также] остаётся проблемой».

Большая фарфоровая ваза, которую аукционный дом Skinner Auctioneers в Бостоне продал за 24 млн долларов. Источник: skinnerinc.com

Большая фарфоровая ваза, которую аукционный дом Skinner Auctioneers в Бостоне продал за 24 млн долларов. Источник: skinnerinc.com

Тенденции, коррупция и Ван Гог

Есть ещё две логически связанные между собой тенденции. Во-первых, некоторые наиболее важные лоты в последние годы уже обрели собственников. Во-вторых, наблюдается явная осторожность со стороны некоторых продавцов, которые заняли выжидательную позицию и смотрят, что произойдёт дальше. Они не уверены, что сейчас подходящее время для продаж. «Это происходит из-за экономических и политических проблем, а также из-за нестабильности рынка в недавнем прошлом», – поясняет МакЭндрю.

Ещё один фактор, который, как она отметила, «оказывает заметное влияние на рынок», является повышенное внимание к сделкам со стороны правительства, которое проводит кампанию по борьбе с коррупцией.

Фарфоровая пиала в виде цветка (XII – XIII век), проданная на Sotheby's за 19 млн долларов. Источник: Sotheby's

Фарфоровая пиала в виде цветка (XII – XIII век), проданная на Sotheby’s за 19 млн долларов. Источник: Sotheby’s

МакЭндрю особо отмечает, что некоторые богатые китайские коллекционеры покупают дорогостоящие произведения западного искусства. Это, например, восемь работ таких мастеров, как Энди Уорхол, Мартин Киппенбергер и Винсент Ван Гог.

Читайте также: Человек, который привез Ван Гога в Китай

Пятерка звезд

Четыре из пяти самых дорогостоящих китайских произведений искусства 2014 года были проданы в Гонконге, один – через Skinner Auctioneers в Бостоне. К ним относятся: трёхметровая императорская вышитая шёлковая танка XV века, проданная на аукционе Christie’s в Гонконге за 45,2 млн долларов; «чашка с петухами» эпохи династии Мин, ушедшая с молотка на аукционе Sotheby’s в Гонконге за 36 млн долларов; большая фарфоровая ваза, за которую на аукционе Skinner покупатель выложил 24 млн долларов; «Пейзаж в снегу» Цуй Жучжо, проданный на торгах Poly Auction в Гонконге за 23,7 млн долларов; и фарфоровая пиала в виде цветка (XII – XIII век, Северный период империи Сун), за которую выручили 19 млн долларов на Sotheby’s в Гонконге весной 2014 года.

Цуй Жучжо, «Пейзаж в снегу» (2006)

Цуй Жучжо, «Пейзаж в снегу» (2006)

И последнее. Средние цены на китайские произведения за рубежом значительно выше, чем на материковом Китае. В первую очередь это происходит из-за работ XX века и современного искусства, которые сильно капитализируются на западном рынке и достигли средней стоимости в 154 тыс. долларов.

Всё же, несмотря на падение, китайский аукционный арт-рынок остаётся самым быстроразвивающимся в мире. И потому процесс его «остывания» можно рассматривать как вполне естественный. Например, с точки зрения физики.

Наша страница в WeChat sinocomclub

По любым китайским вопросам пишите на почту 15045064735@163.com

Дмитрий Горин
Все записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, напишите ваше имя.
Пожалуйста, напишите ваш email.

15 + четырнадцать =

Пожалуйста, напишите комментарий.