Инкотермс — все ходы записаны

А вдруг разбойники лютые?
Из серии «Основы таможенного оформления для новичков».

«Вот эту штуку привези мне купец разлюбезный вон туда, телегу я тебе оплачу, но вот ежели разбойники лютовать будут, то денег я тебе не дам» — примерно такие разговоры могли вестись между купцами во времена легендарного Садко. Куцы долгое время были особой кастой, внутри которой существовал определенный сленг и имелись эксклюзивные навыки и умения. Один устный счет с применением всех частей тела чего стоил. Купцы передавали свои знания из поколения в поколение, тщательно оберегая их от конкурентов. Секрет перемещения фунта перца из Бомбея в Новгород охранялся не меньше, чем секрет изготовления пороха. Но на смену закрытому цеху ремесленников пришло массовое производство. Сначала форпостом изготовления простых и дешевых товаров стали западные страны, но они не смогли удержаться на позициях лидеров и на место «всемирной фабрики» выбралась Юго-Восточная Азия. Доставка товаров перестала быть опасным и длительным занятием, ей начали заниматься специализированные организации и современному купцу уже не нужно было держать в голове все нюансы перемещения перца из Индии в Россию. Теперь ему достаточно списаться по Интернету с продавцом по Алибаба, получить видеозапись или фотографии производства, возможно один раз посетить контрагента с официальным дружественным визитом, а потом просто получать товар у транспортной компании.

Количество купцов в связи с мировой глобализацией производства начало расти в геометрической прогрессии. Горшки начали обжигать не только боги, но и обычные индивидуальные предприниматели. Они же начали доставлять эти горшки через половину земного шара и реализовывать на других континентах. Но оставалась одна проблема – у купцов (то есть предпринимателей) в разных странах не было общего языка, общих понятий. Если раньше контрагенты могли до хрипоты спорить об условиях договора в каком-нибудь рыночном трактире и, только обговорив все, даже мелкие нюансы – ударить по рукам, то сейчас такие длительные переговоры стали непозволительной роскошью.

Но каждая торговая операция имеет множество нюансов. Куцы должны твердо понимать, кто из них будет платить за страховку груза (а вдруг разбойники лютые?), кто заплатит за перевозку (верблюды они тоже не бесплатные), кто будет получать добро от таможни в стране отправления и в стране назначения (а получить добро от Ве Ре Ща в Китае и от Верещагина в России тоже стоит некоторых денег), кто будет наносить маркировку на товар. Если обсуждать эти вопросы индивидуально – то можно делать это до конца жизни.

И вот для того, чтобы купцы не драли глотки и не сажали голос в рыночных трактирах умными людьми были придуманы стандартные условия поставок товаров, получившие название «ИНКОТЕРМС». Специально обученные эксперты тщательно анализировали богатую международную коммерческую практику и сошлись на мысли, что все варианты договоренностей между продавцом и покупателем можно свести в 13 «базисных условий поставки», каждая из которых имеет детальное описание прав и обязанностей продавцов и покупателей и точно описывает момент, когда риск утраты товара переходит от получателя денег к плательщику.

Руководит экспертным сообществом Международная торговая палата. Она не является государственной организацией а представляет собой некий клуб по интересам. Свою работу она начала в 1919 году и сейчас ее членами являются предприятия, ассоциации и компании из более чем 140 государств. Первая версия сборника «ИНКОТЕРМС» увидела свет в 1936 году, а последняя версия сборника получила название «ИНКОТЕРМС 2010» и вступила в действие с 1 января 2011 года. Стоит отметить, что издание новых правил не отменяет действие предыдущих. Это вообще не обязательный стандарт – это просто подсказка.

Правила «ИНКОТЕРМС» имеют очень важное значение для таможенного оформления. Дело в том, что именно исходя из содержания условий поставки таможенники определяют таможенную стоимость товара – то есть ту стоимость, исходя из которой будут исчисляться таможенные пошлины и налоги. Очень важным моментом в определении таможенной стоимости является цена доставки товара, так как согласно правилам Таможенного союза в цену товара включается и цена его доставки до границы ТС. Однако, условия «ИНКОТЕРМС» можно смело использовать и во внутринациональной торговле. Кроме того, последняя версия правил четко поставила знак равенства между бумажным и электронным документооборотом, что, в принципе, перекликается с обязательным электронным таможенным декларированием, вводимым в России с 1 января 2014 года.

Каждый вид транспорта, доставляющего товар связан с использованием определенных базисов поставки. Есть две группы базисов – действительных абсолютно для всех видов транспорта и действительных только для морского и речного водного транспорта.

«ИНКОТЕРМС» разработан не чиновниками, а коммерсантами для коммерсантов, именно поэтому они пользуются такой огромной популярностью.

Правила «ИНКОТЕРМС» регулируют следующие три основных вопроса (вопроса не философии, конечно, а торговли):

Как будут делиться транспортные расходы

Когда будет переходить риск ответственности за утрату товара

Когда будет поставлен товар, и продавец может считать свои обязательства исполненными

Для того, чтобы не запутаться в обозначениях – все термины «ИНКОТЕРМС» обозначаются тремя латинскими буквами и все они подразделяются на четыре группы.

Первая группа – «E». В нее включен всего один базис – франко-завод – «EXW». В этом случае продавец передает покупателю товар непосредственно на заводе. То есть вы получаете свадебные платья на швейной фабрике в Пекине, а как из вывезти из Китая, пересечь границу и растаможить в России – это уже ваша личная забота.

Вторая группа — «C». Включает в себя базисы, в которых основная перевозка оплачивается продавцом.  Следовательно, после заключения такого контракта китайский продавец платьев передает товар перевозчику. Эта группа базисов используется при транспортировке любыми видами транспорта и включает в себя четыре основных базиса:

«CFR» — «стоимость и фрахт» — продавец оплачивает доставку товара до места назначения.

«CIF» — «стоимость, страхование и фрахт» — продавец оплачивает транспортировку и страховку товара в пути следования.

«CIP» — «фрахт\перевозка и страхование оплачены до» — в принципе совпадает с базисом «CFR», но в этом случае доставка оплачивается не до конечной точки, а до промежуточного пункта, обычно на границе.

«CPT» — «фрахт\перевозка и оплачены до» — совпадает с предыдущим базисом, но из обязанностей продавца исключена оплата страховки.

Третья группа — «F». В этой группе продавец не обязан оплачивать основную перевозку товара. Китайский продавец платьев передает товар перевозчику, а на ваши плечи ложится оплата и страхование перевозки. Обычно эта группа базисов используется при перевозке морским и речным транспортом, за исключением базиса «FCA», который действителен для любого вида транспорта.

«FCA» — «франко-перевозчик» — продавец освобождается от ответственности после передаче товара перевозчику.

«FAS» — «франко вдоль борта судна». Продавец оплачивает экспедиторские внутрипортовые и сопутствующие услуги. Покупатель оплачивает погрузку товара на борт судна.

«FOB» «Франко (свободно) на борту» — По сравнению с «FAS»  продавец оплачивает и погрузку на борт судна.

Четвертая группа «D». В этих случаях товар предоставляется покупателю уже в стране назначения, в конкретном населенном пункте или на грузовом терминале. Импортные таможенные пошлины в зависимости от договоренностей может оплачивать как продавец, так и покупатель.  Условия группы «D» могут использоваться при транспортировке товаров любым транспортом.

«DAT» — поставка на терминале. Это новый базис, появившийся только в «ИНКОТЕРМС 2010». Его ввели вследствие развития системы логистических терминалов, расположение которых может существенно отличаться от крупных населенных пунктов. Например, российская таможня активно помогает развитию сети таможенно-логистических терминалов на внешней границе.

«DAP» — поставка в пункте. По своему содержанию практически повторяет условия  «DAT», но как точка прибытия указывается населенный пункта, а не терминал.

«DDP» — поставка с оплатой пошлины. Базис поставки, в котором фактически все обязанности ложатся на продавца. Он не только оплачивает перевозку товара в страну назначения, но и несет затраты на таможенное оформление и покупатель получает в интересующем месте полностью растаможенный товар.

Чтобы применить одно из базисных условий «ИНКОТЕРМС» к вашему договору достаточно просто вставить его упоминание в пункт контракта с указанием пункта назначения, например «FOB Шанхай» или «DAP Саратов». Как правило, для более точного исполнения договора необходимо максимально уточнять то самое место назначение. Если при применении базиса «CPT Веселоярск» область вашего поиска ограничится парой складов, то при использовании базиса «DAP Москва» вам, возможно, придется изрядно побегать в поисках склада со своим товаром. Или, например, условия «FAS Шанхай» могут вам вылиться в изрядную копеечку по доставке вашего контейнера внутри шанхайского порта, в котором можно разместить небольшое европейское государство.

Также учтите, что условия «ИНКОТЕРМС» не являются полноценными договорами купли-продажи. В них не описывается способ оплаты товара, штрафные санкции и порядок их применения. Не прописаны в них также моменты перехода права собственности (в отличие от перехода риска утраты). Кроме того, «ИНКОТЕРМС» не является юридически обязывающим документом, это всего лишь свод договоренностей, и национальное законодательство однозначно будет иметь приоритет над этим сборником.

Наша страница в WeChat sinocomclub

По любым китайским вопросам пишите на почту 15045064735@163.com

Сергей Таможенник
Все записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, напишите ваше имя.
Пожалуйста, напишите ваш email.

пять × 4 =

Пожалуйста, напишите комментарий.