Как найти и занять нишу на арт-рынке Китая: мифы и советы

Арт-рынок в Китае развивается активнее любого своего «собрата» в мире. За последние десять лет на нем произошли те же изменения, которые на Западе внедрялись долгие и долгие годы. Естественно, многих художников и дилеров интересует, как занять место в этом стремительно летящем экспрессе. Попытаемся разобраться.

Пять мифов о китайском современном искусстве

Прежде всего, с арт-рынком Китая связано определенное количество стереотипов. Многие из них вводят новичков в заблуждение. Возможно, пришло время кое-что переосмыслить и отправить на свалку несколько наиболее распространенных мифов.

Работы современных китайских художников, таких как Чжан Сяоган, продаются за миллионы. Источник: Jing Daily

Работы современных китайских художников, таких как Чжан Сяоган, продаются за миллионы. Источник: Jing Daily

1. Там сплошные спекуляции

Миф: В Китае нет реальных коллекционеров, только инвесторы. Китайцы – хитрые игроки, а искусство – нерегулируемый рынок, нечто наподобие Макао. Просто посмотрите на количество художественных фондов в Китае: они представляют собой колоссальные 70% мирового рынка.

Реальность: Арт-фонды обычно быстро закрываются, и все чаще – в результате правительственных проверок. Кроме того, здесь все же существуют настоящие китайские коллекционеры. Вместо того, чтобы получать прибыль, они тратят деньги на открытие музеев или фондов вроде K11 или Long Museum. Есть также серьезные галереи и художники, которым важнее продать произведение правильному человеку, а не просто получить чек. Означает ли, что тут больше нет спекулянтов? Есть, конечно! Как и на любом другом арт-рынке в мире.

Чжоу Фань – один из чрезвычайно креативных современных китайских художников. Источник: lolitas.se

Чжоу Фань – один из чрезвычайно креативных современных китайских художников. Источник: lolitas.se

2. Там одни подделки

Миф: Подделки, фейки, копии, – как бы вы их ни называли, – ими переполнен весь рынок искусства в Китае. Эти фальшивки настолько хороши, что даже специалисты не могут отличить их от подлинника. Возьмите, к примеру, картину тушью китайского мастера Ци Байши, которую «продали» за $ 65,4 млн пару лет назад, но она до сих пор находится на складе из-за сомнения в ее подлинности. И, кстати, это раздувает суммы на рынке.

Реальность: Без сомнения, фальшивки – это основная проблема, если речь идет об антиквариате и традиционном китайском искусстве, но не о современных произведениях. В последнем случае художник, зачастую, еще жив, и студия довольно легко может проверить подлинность работы. И такая простая вещь предохраняет китайский рынок от наводнения подделками. Завышены суммы? Эта дискуссия бесконечна, но верно и то, что еще 10 лет назад Китая не было на мировой карте аукционов, теперь же он входит в тройку лидеров арт-рынка.

Современный художник Фан Цзэн отдаёт предпочтение традиционному китайскому стилю. Источник: invaluable.com

Современный художник Фан Цзэн отдаёт предпочтение традиционному китайскому стилю. Источник: invaluable.com

3. Там нет никаких правил

Миф: Выставьте работу на аукционе в Китае, и молитесь, чтобы ее оплатили. Купите работу на аукционе, и молитесь, чтобы ее вам доставили. Забудьте о правилах во время приватных продаж. И удачи, если хотите, чтобы вашу заявку приняли в китайском суде.

Реальность: Эта ситуация быстро меняется. Почему Китай недавно допустил на свою территорию Christie’s и Sotheby’s? Никакой благотворительности! Китайские бизнесмены учатся и приспосабливаются. Как сказал господин Чжан, руководитель Ассоциации аукционистов Китая, «привлечь западные аукционные дома – все равно, что пустить крокодила в пруд, это заставляет рыб плавать быстрее». Но раз уж китайский рынок открылся, он должен принять новые нормы и правила, которые позволят ему конкурировать на глобальном, а не только на местном уровне. Со временем это сделает рынок более прозрачным.

Произведения Цзэна Фаньчжи выставляют у себя ведущие музеи мира, например, галерея Гагосяна. Источник: standard.co.uk

Произведения Цзэна Фаньчжи выставляют у себя ведущие музеи мира, например, галерея Гагосяна. Источник: standard.co.uk

4. Это исключительно местный рынок

Миф: Китайские коллекционеры покупают современное искусство исключительно в Китае – и нигде больше.

Реальность: Рынок становится все более интернациональным. Покупателей китайского современного искусства в мире становится все больше – и это правильно. Анализ платформы artshare.com показывает, что около 40% покупателей проживают в странах Запада, а 60% – местные. При этом, количество международных площадок, продающих работы китайских художников, растет, и эта тенденция, несомненно, будет продолжаться. Аналогично и «китайские покупатели также начинают приобретать европейские и американские произведения современного искусства», – сообщил в интервью Forbes генеральный директор Christie’s в Азии Франсуа Кюрьель (Francois Curiel). Так, например, недавно самый богатый человек Китая Ван Цзяньлинь купил на аукционе картину Пикассо за $ 28 млн.

Чжан Хунту, «Служить народу» (1993) из коллекции Музея искусств колледжа Смит (США). Источник: arthurrossgallery.org

Чжан Хунту, «Служить народу» (1993) из коллекции Музея искусств колледжа Смит (США). Источник: arthurrossgallery.org

5. Там все про Мао

Миф: Современное китайское искусство – повторяющееся. Это кич, все только о Мао и культурной революции. Это далеко от концептуальных и рафинированных исканий художников Запада.

Реальность: В Китае есть фантастическое новое поколение художников, чей творческий потенциал и оригинальность только и требуют, чтобы их выставили напоказ. Опытный коллекционер китайского современного искусства Жан-Марк Декроп согласен с этой точкой зрения: «Первому поколению китайских художников требовалось время, чтобы переварить западное влияние и закрепиться на мировом рынке, но теперь правила игры полностью изменились». Поищите таких художников, как Ван Гуангли, Ли Шужуй, Чжао Яо – вы будете приятно удивлены. Некоторые эксперты, например основатель Pace Gallery Анри Глимшер, заходят еще дальше и говорят, что «западный нарратив в значительной степени закончился, а китайский только начался». Следите за этим.

Фрагмент персональной выставки «Меня не видно» Чжао Яо в Пекине. Источник: cafa.com.cn

Фрагмент персональной выставки «Меня не видно» Чжао Яо в Пекине. Источник: cafa.com.cn

Читайте также: Топ-10 самых дорогих современных художников Китая

Пять способов заработка на арт-рынке Китая

То, что арт-рынок Китая сейчас на подъеме и открыт для свежих идей и новых лиц, подтверждает и питерская художница Ольга Глёза, работающая в Поднебесной. По ее словам, самый распространённый способ реализации произведений искусства – выставки и аукционы.

Работа Ольги Глёзы «С потоком» выставлена в галерее 789 TimesSpace. Источник: 798times.com

Работа Ольги Глёзы «С потоком» выставлена в галерее 789 TimesSpace. Источник: 798times.com

Местные галереи в основном работают следующим образом. Художник приносит свое произведение, указывая желаемую цену. Дилеры умножают ее на два – и выставляют на продажу. Как бы ни колебалась стоимость работы в процессе покупки, мастер получает заявленное, а разницу галерея забирает себе.

Тот, кто не хочет связывать себя контрактами и договорами, может попытаться устроить персональную выставку. Но для этого необходимо иметь пару десятков произведений, а также найти выставочный зал, который согласится разместить у себя экспозицию.

Нерезиденты, которые хотят продать свои творения в Китае, должны для начала определиться с городом. В столице больше в цене академическая живопись, в Шанхае проще найти почитателей новых веяний, в Гонконге же понимают и принимают практически все. Далее необходимо установить контакт и обговорить нюансы сотрудничества с галереей. Лучше это делать через посредника, который будет представлять интересы художника на месте, а также следить за транспортировкой и хранением хрупких предметов искусства.

Еще один вариант заработка на арт-рынке Китая – преподавание. По словам Ольги Глёзы, там с большим уважением относятся к учителям и с радостью приглашают иностранцев в арт-школы. Причем знание китайского не обязательно, зачастую достаточно английского.

Инвесторам питерская художница советует не сосредотачиваться на одном художнике, – ведь есть риск, что его работы не будут расти в цене, – а разделять вложения. Часть отдать на приобретение старых мастеров, модернистов и импрессионистов, другую – на произведения пост-модернистского и послевоенного искусства.

Работы одесского художника Вадима Суворова представлены в том числе и в частных коллекциях в Китае. Источник: hudoshnik.in.ua

Работы одесского художника Вадима Суворова представлены в том числе и в частных коллекциях в Китае. Источник: hudoshnik.in.ua

Китайские реалии таковы, что упорство и грамотный подход могут превратить бедного художника в финансово преуспевающего. «Опасаться стоит излишней сосредоточенности на деньгах – много кто занимается искусством, но успеха могут добиться только те, кто что-то вкладывает в своё дело и максимально искренен со зрителем», – сказала Ольга Глёза в интервью изданию «Южный Китай».

Главное фото: Один из самых дорогих художников Китая Юэ Миньцзюнь перед своей картиной в пекинской студии. Источник: Bloomberg News

Дмитрий Горин
Все записи

Комментарии 10

  1. Влад:

    Очень познавательно, спасибо.

  2. алексей:

    подчеркнул для себя что то новое, теперь нужно определится с линией которая меня поведет в этом деле

  3. Бэла:

    Ростов- на-Дону, галерея на пр.Кировском. 88632690136
    15 лет на местном арт- рынке, помимо современных художников, есть работы советского периода. Хотелось бы пробовать продавать картины на Китайском арт-рынке.

  4. Хочу продать свою коллекцию в Китай. В России нонче не до искусства.

  5. Я также очень заинтересована в продаже коллекции картин в поднебесную.

  6. Piter Box:

    Приветствую).
    Я создаю графику еловыми ветками.
    Выставляют свое искусство в интернет галереях, аукционах.Продажи есть, но хотел бы показать и преподнести свою технику товарищам из поднебесной. Подскажите пожалуйста как о себе рассказать Китайцам?

  7. Крафт ия:

    Хочу продать в Китай русскую живопись,этюды.не дорого.

  8. Сергей:

    Есть ли площадки для продажи картин в интернете? Хочу продать свою частную коллекцию картин.

  9. Натали:

    Тоже хочу продать открытки 1950 г. Китай

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, напишите ваше имя.
Пожалуйста, напишите ваш email.

4 × 4 =

Пожалуйста, напишите комментарий.