Как привезти в Китай вертолет. Личный опыт

Китай – мировая фабрика. Тут производят все, что угодно. Все, кроме качественных самолетов и вертолетов. Их Китай закупает, в основном, в Америке. Но российских производителей самолетов и вертолетов в Китае тоже очень уважают. Но ведь купить – одно дело. Другое дело – доставить товар в Китай. Ниже – личный опыт участия в проекте по авиадоставке вертолета из России в Китай.
Противопожарный вертолет Кa-32А

Противопожарный вертолет Кa-32А. Источник: www.russianhelicopters.aero

Казалось бы, что может быть проще, чем доставить вертолет в другую страну. Заводи, взлетай, садись во дворе у покупателя. Ах, если бы все было так просто. Машина новая, требует облета и тщательной настройки. Да и, если бы была б/у, требовалось бы получение разрешения на прилет от китайских властей, регистрация, привязка к авиакомпании, страховки, сертификаты и еще дюжина документов. В нашем случае вертолет – это просто товар, разобранный по частям, который требовалось доставить в Китай за 1 день. Для выполнения этой задачи мы задействовали транспортный самолет ИЛ-76 МЧС России. Благо, места в нем было предостаточно.

Транспортный самолет Ил-76

Ил-76 (по кодификации НАТО: Candid — «Искренний») — из-за характерной формы остекления кабины штурмана, получил прозвище «улыбайка». Фото автора

Противопожарный вертолет, разработанный ОКБ Камова, поставлялся для Главного Управления общественной безопасности китайского города Ордос (Внутренняя Монголия). Город этот, кстати, является самым крупным городом-призраком в Китае. Но так как в Ордосе нет международного аэропорта, доставку мы делали через не менее интересный китайский город Хоххот.

Храм пяти пагод в Хоххоте

Храм пяти пагод в Хоххоте. Источник: www.tripww.com

По правилам IATA (международная ассоциация воздушного транспорта), вертолет считается опасным грузом категории 9, поэтому к перевозке такого груза авиатранспортом выдвигаются строжайшие требования к безопасности как в воздухе, так и на земле. Малейшая ошибка может привести к возгоранию груза.

Вертолет напичкан электроникой, а его детали чувствительны к внешнему воздействию, поэтому обращаться с такой дорогостоящей техникой нужно только под чутким надзором команды специалистов. Перемещение и даже прикосновение к каждой детали строго контролировали более 10 человек, которые сопровождали груз.

Выгрузка вертолета

Выгрузка вертолета с борта Ил-76. Фото автора

По плану, выгрузка с борта ИЛ-76 должна была производиться прямиком на грузовик. Никаких кранов не потребовалось. Чтобы груз не пострадал на пути из Хоххота в Ордос, мы заказали особый грузовик с пневмоподвеской, которая «съедала» бы неровности на дороге, таким образом, нивелируя любое воздействие на двигатель и корпус вертолета в пути.

Грузовик с особо мягкой подвеской. На нем вертолет следовал из Хоххота в Ордос. Фото автора

Грузовик для наземной перевозки вертолета из Хоххота в Ордос. Фото автора

Сам вертолет буквально руками выталкивали с борта самолета на грузовик.

Выгрузка вертолета вручную

Выгрузка вертолета вручную. Фото автора

А для извлечения двигателя и других деталей с борта самолета, использовались краны (тельферы), которыми оборудован ИЛ-76. Под бортом грузы ждал вилочный погрузчик.

Вилочный погрузчик под бортом Ил-76

Вилочный погрузчик под бортом Ил-76. Фото автора

Успех любого проекта — тщательное планирование
Помимо двигателя и корпуса вертолета, нужно было погрузить еще более 50 коробок с различными деталями. Самыми «неудобными» оказались лопасти. Мало того, что они очень длинные (более 7 метров), так еще и очень хрупкие. Поэтому они должны грузиться только поверх остальных коробок.

В итоге, в запланированный трак номер 2 все не поместилось. Было решено срочно заказывать третий грузовик.

Грузовик для перевозки частей вертолета

Грузовик для перевозки частей вертолета. Фото автора

Вертолет является опасным грузом категории 9. Поэтому правила безопасности превыше всего
Всем известно, что аэропорт – зона особого контроля. Не зря вас всегда тщательно досматривают перед посадкой. Но 5 минут личного досмотра – это ничто по сравнению с досмотром спецсредств и техники, которую требуется провезти в зону аэропорта.

Обычно для того, чтобы организовать проезд грузового транспорта или крана под самолет нужно до 48 часов. Согласования в десятках отделов аэропорта, бумажная волокита и оббитые пороги. Такая картина пронеслась у меня в голове, когда я понял, что нужен дополнительный трак, а на это у нас осталось времени до заката солнца.

Сотрудники службы безопасности аэропорта Хоххот

Сотрудники службы безопасности аэропорта Хоххот. Фото автора

По идее, проект был под угрозой срыва, так как борт не может бесконечно ждать, пока все не будет выгружено. А груз тоже нельзя просто так оставить на улице и ждать пока его можно будет забрать. Было принято решение задействовать наши гуаньси, ключ ко всем дверям в Китае.

Вертолет готовый к перевозке по земле

Вертолет готовый к перевозке по земле. Фото автора

Удивительно, чего можно достичь с помощью связей в Китае. Я опущу все подробности «темной стороны» механизма китайской бюрократии и перейду сразу к результату. Мы все-таки нашли способ ввезти грузовую машину в зону аэропорта за 2 часа. И уже ночью весь груз был в сборе и следовал к своему новому хозяину в Ордос.

Итого, для успешного выполнения проекта потребовалось:

  • Знания китайского языка и менталитета китайцев,
  • Обширные связи и умение договариваться,
  • Достаточный запас на расходы по решению проблем.

А с какими интересными проектами сталкивались в Китае вы?

По любым китайским вопросам пишите на почту 15045064735@163.com

Антон Ма
Все записи

Комментарии 2

  1. Жанна:

    Впечатляющий опыт! А фото, где самолет «рожает» вертолет вообще — эпик! Спасибо большое, здесь наглядно показано все, что было в предыдущих четырех постах «О секрете успеха китайцев…».

  2. Александр:

    Антон доброго времени суток ! Отлично справились ! Есть вопрос по подобной теме. Как мне с вами связаться? Мой Вотсап 89144053773

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, напишите ваше имя.
Пожалуйста, напишите ваш email.

пять + три =

Пожалуйста, напишите комментарий.