Китай строит Новый шелковый путь. Часть первая

Десять лет, двадцать стран, свыше десяти тысяч километров железных дорог. Это малая часть цифр, которыми можно описать крупнейший в мировой истории инфраструктурный проект, запуск которого анонсировал Китай. Неофициальное название грандиозной затеи — Новый шелковый путь. Цель — к 2025 году создать сухопутный транспортный коридор, который объединит всю Евразию. Если Пекину удастся осуществить задуманное, это существенно повлияет на мировую экономику и геополитику.

«Один пояс, один путь»

Впервые о проекте «Экономический пояс “Шелковый путь”» председатель КНР Си Цзиньпин заявил в сентябре 2013 года во время визита в Казахстан. Спустя год, накануне саммита Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Пекине, он рассказал о создании фонда Silk Road Company Ltd, в который КНР вложила уже 40 миллиардов долларов инвестиций.

Выступление Си Цзиньпина на Боаоском азиатском форуме – 2015

Выступление Си Цзиньпина на Боаоском азиатском форуме – 2015. Источник: china.org.cn

«Дорожную карту» обнародовали в марте 2015-го на Боаоском азиатском форуме. А в конце мая первый вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли сообщил о шести экономических коридорах, которые станут осевыми направлениями Евразийской транспортной сети.

Вместе с тем детали проекта до сих пор не обнародованы. Мировая пресса окрестила его «Новым шелковым путем» и наперебой публикует различные карты будущего маршрута, который в разных интерпретациях проходит через разные страны.

«Экономический пояс» должен связать по суше Китай, Центральную Азию, Ближний Восток, Россию и Европу.
По последним данным, «экономический пояс» должен связать по суше Китай, Центральную Азию, Ближний Восток, Россию и Европу. Попутно планируется создать «Морской шелковый путь XXI века», который пройдет от берегов Китая по Южно-Китайскому морю, Индийскому океану, Красному морю и Средиземному морю (через Суэцкий канал) до Италии, «захватив» порты Африки, в частности, Кении. Склонные к афористичности китайцы называют «двусоставный» проект по его девизу «Один пояс, один путь» или еще короче — «Пояс и путь».

Прошлое и будущее. Зеленым выделены исторические и существующие морские и сухопутные пути, красным — планируемые

Прошлое и будущее. Зеленым выделены исторические и существующие морские и сухопутные пути, красным — планируемые. Источник: scmp.com

Быстрее, чем по морю, дешевле, чем самолетом

На данный момент 80% от общего объема международных грузоперевозок осуществляется морским путем. Китай по сути планирует изменить положение вещей — на территории отдельно взятого континента. По скоростной железной дороге товары будут намного быстрее достигать пункта назначения. Окупиться многомиллиардный проект должен за счет увеличения товарооборота и развития инфраструктуры регионов, через которые пройдет Новый шелковый путь.

Грузовые контейнеры в китайском порту Циндао

Грузовые контейнеры в китайском порту Циндао. Источник: lenta.ru

После реализации проекта товарооборот между КНР и странами-участницами «Экономического пояса “Шелковый путь”» должен превысить 2,5 триллиона (!) долларов.
В 2014 году товарооборот между КНР и странами-участницами «Экономического пояса “Шелковый путь”» достиг 1,12 триллиона долларов (26% внешнеторгового оборота Китая). По словам Си Цзиньпина, после реализации проекта сумма должна превысить 2,5 триллиона (!) долларов.

Чтобы сказка стала явью, необходимо, словно кусочки мозаики, собрать воедино железнодорожную сеть примерно 20 стран Азии и Европы. В некоторых случаях речь будет идти о модернизации путей, в других (например, в Средней Азии) — о строительстве «с нуля». Результатом должна стать скоростная железная дорога, длина которой составит больше 10 тысяч километров (насколько больше — пока неизвестно). Планируется, что на всем протяжении пути страны-участники сократят пошлины и упростят бюрократические процедуры.

Появление железной дороги и расширение портов повлечет за собой строительство вокзалов, автомагистралей и других логистических объектов. Следующим шагом должна стать прокладка волоконно-оптической линии, которая позволит наладить надежную связь в евроазиатском регионе.

Из Китая — к Рождеству

Решительно настроенный Китай уже провел первый «тест». В середине ноября 2014 года из КНР стартовал поезд, который прошел по самому длинному в мире железнодорожному маршруту.

Отправка грузового поезда из города Иу (ноябрь 2014 года)

Отправка грузового поезда из города Иу (ноябрь 2014 года). Источник: businessinsider.com.au

Грузовой состав отправился из южнокитайского города Иу, где находится крупнейший в мире оптовый рынок товаров народного потребления, в Мадрид. В контейнерах находились товары для испанских рождественских распродаж.

Пройдя по территории Китая, Казахстана, России, Беларуси, Польши, Германии, Франции и Испании, состав из 82 платформ преодолел 13 тыс. километров (для сравнения, длина Транссибирской магистрали — около 9,3 тыс. километров). Этот путь занял ровно три недели, что в два раза быстрее, чем по морю. Такой вариант доставки получился также более «экологичным»: в атмосферу попало в три раза меньше СО₂, чем при перевозке на сухогрузе.

Иу – Мадрид: самый длинный в мире железнодорожный маршрут

Иу – Мадрид: самый длинный в мире железнодорожный маршрут. Источник: static.businessinsider.com

Обратно поезд повез вина, хамон, оливковое масло и другие продукты, которые затем украсили праздничные столы в честь китайского Нового года. Это путешествие не обошлось без бюрократических препон, и путь занял уже 24 дня. Несмотря на то, что стоимость транспортировки сушей вышла на 30% дороже морской перевозки, испанские бизнесмены не остались в убытке. Например, бутылка оливкового масла за 10 евро в Китае продается за 30. Кроме того, испанцы заинтересованы в том, что жители Поднебесной познакомились с их винами, поскольку сейчас рынок Поднебесной заполнен в основном напитками французского производства.

Одна из сложностей — это необходимость трижды (!) перегружать составы из-за разной ширины колеи в Китае, на постсоветском пространстве и в Европе.
В будущем транс-евразийский поезд может придать экономике Испании новый импульс для развития и выхода из кризиса. Изначально сообщалось, что в случае востребованности маршрут Иу – Мадрид станет регулярным. По всей видимости, этот вопрос пока не решен. Одна из сложностей — это необходимость трижды (!) перегружать составы из-за разной ширины колеи в Китае, на постсоветском пространстве и в Европе.

Москва — Пекин

Параллельно КНР планирует развивать и пассажирские маршруты. В частности, власти китайской столицы объявили о планах по строительству высокоскоростной железной дороги, связывающей Пекин с Москвой. Стоимость проекта — 242 миллиарда долларов. Общая протяженность дороги составит 7 тыс. километров. Она будет проходить через Казахстан. Время в пути составит два дня против нынешних пяти-шести (зависит от того, российский состав или китайский).

Поезд сообщением Пекин – Москва (китайский состав)

Поезд сообщением Пекин – Москва (китайский состав). Источник: wikimedia.org

Министерство транспорта России, РЖД, госкомитет КНР по развитию и реформе и корпорация «Китайские железные дороги» (China Railway Construction Corporation) уже подписали меморандум о взаимопонимании.

О том, как воспринимает проект мировое сообщество и что он сулит странам-участникам, мы расскажем во второй части материала.

Валерий Толстой
Все записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, напишите ваше имя.
Пожалуйста, напишите ваш email.

19 − 5 =

Пожалуйста, напишите комментарий.