Китай строит Новый шелковый путь. Часть первая
Десять лет, двадцать стран, свыше десяти тысяч километров железных дорог. Это малая часть цифр, которыми можно описать крупнейший в мировой истории инфраструктурный проект, запуск которого анонсировал Китай. Неофициальное название грандиозной затеи — Новый шелковый путь. Цель — к 2025 году создать сухопутный транспортный коридор, который объединит всю Евразию. Если Пекину удастся осуществить задуманное, это существенно повлияет на мировую экономику и геополитику.
«Один пояс, один путь»
Впервые о проекте «Экономический пояс “Шелковый путь”» председатель КНР Си Цзиньпин заявил в сентябре 2013 года во время визита в Казахстан. Спустя год, накануне саммита Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Пекине, он рассказал о создании фонда Silk Road Company Ltd, в который КНР вложила уже 40 миллиардов долларов инвестиций.«Дорожную карту» обнародовали в марте 2015-го на Боаоском азиатском форуме. А в конце мая первый вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли сообщил о шести экономических коридорах, которые станут осевыми направлениями Евразийской транспортной сети.
Вместе с тем детали проекта до сих пор не обнародованы. Мировая пресса окрестила его «Новым шелковым путем» и наперебой публикует различные карты будущего маршрута, который в разных интерпретациях проходит через разные страны.

Прошлое и будущее. Зеленым выделены исторические и существующие морские и сухопутные пути, красным — планируемые. Источник: scmp.com
Быстрее, чем по морю, дешевле, чем самолетом
На данный момент 80% от общего объема международных грузоперевозок осуществляется морским путем. Китай по сути планирует изменить положение вещей — на территории отдельно взятого континента. По скоростной железной дороге товары будут намного быстрее достигать пункта назначения. Окупиться многомиллиардный проект должен за счет увеличения товарооборота и развития инфраструктуры регионов, через которые пройдет Новый шелковый путь.Чтобы сказка стала явью, необходимо, словно кусочки мозаики, собрать воедино железнодорожную сеть примерно 20 стран Азии и Европы. В некоторых случаях речь будет идти о модернизации путей, в других (например, в Средней Азии) — о строительстве «с нуля». Результатом должна стать скоростная железная дорога, длина которой составит больше 10 тысяч километров (насколько больше — пока неизвестно). Планируется, что на всем протяжении пути страны-участники сократят пошлины и упростят бюрократические процедуры.
Появление железной дороги и расширение портов повлечет за собой строительство вокзалов, автомагистралей и других логистических объектов. Следующим шагом должна стать прокладка волоконно-оптической линии, которая позволит наладить надежную связь в евроазиатском регионе.
Из Китая — к Рождеству
Решительно настроенный Китай уже провел первый «тест». В середине ноября 2014 года из КНР стартовал поезд, который прошел по самому длинному в мире железнодорожному маршруту.
Грузовой состав отправился из южнокитайского города Иу, где находится крупнейший в мире оптовый рынок товаров народного потребления, в Мадрид. В контейнерах находились товары для испанских рождественских распродаж.Пройдя по территории Китая, Казахстана, России, Беларуси, Польши, Германии, Франции и Испании, состав из 82 платформ преодолел 13 тыс. километров (для сравнения, длина Транссибирской магистрали — около 9,3 тыс. километров). Этот путь занял ровно три недели, что в два раза быстрее, чем по морю. Такой вариант доставки получился также более «экологичным»: в атмосферу попало в три раза меньше СО₂, чем при перевозке на сухогрузе.
Обратно поезд повез вина, хамон, оливковое масло и другие продукты, которые затем украсили праздничные столы в честь китайского Нового года. Это путешествие не обошлось без бюрократических препон, и путь занял уже 24 дня. Несмотря на то, что стоимость транспортировки сушей вышла на 30% дороже морской перевозки, испанские бизнесмены не остались в убытке. Например, бутылка оливкового масла за 10 евро в Китае продается за 30. Кроме того, испанцы заинтересованы в том, что жители Поднебесной познакомились с их винами, поскольку сейчас рынок Поднебесной заполнен в основном напитками французского производства.Москва — Пекин
Параллельно КНР планирует развивать и пассажирские маршруты. В частности, власти китайской столицы объявили о планах по строительству высокоскоростной железной дороги, связывающей Пекин с Москвой. Стоимость проекта — 242 миллиарда долларов. Общая протяженность дороги составит 7 тыс. километров. Она будет проходить через Казахстан. Время в пути составит два дня против нынешних пяти-шести (зависит от того, российский состав или китайский). Министерство транспорта России, РЖД, госкомитет КНР по развитию и реформе и корпорация «Китайские железные дороги» (China Railway Construction Corporation) уже подписали меморандум о взаимопонимании.О том, как воспринимает проект мировое сообщество и что он сулит странам-участникам, мы расскажем во второй части материала.
Наша страница в WeChat sinocomclub