Китай строит Новый шелковый путь. Часть вторая

Масштабный панъевразийский проект «Пояс и путь», инициированный Китаем, официально призван развивать экономическое сотрудничество между странами-участницами. Говоря простыми словами, способствовать всеобщему обогащению. Однако, вступая на Новый шелковый путь, Пекин преследует и другие цели, в том числе глобальные. Появление железной дороги, соединяющей всю Евразию, может, ни много ни мало, изменить установленный миропорядок.

Поход за энергоносителями

Врамках Нового шелкового пути построят не только железные дороги (об этом мы писали в первой части материала), но и газо- и нефтепроводы. Доступ Китая к энергоносителям — это одна из ключевых целей проекта.

Центральноазиатский газопровод, ведущий в Китай

Центральноазиатский газопровод, ведущий в Китай. Источник: uzxalqharakati.com

Ухудшение экологической ситуации (вспомните пекинский смог) и модернизация производства заставляют страну отказываться от угля в пользу нефти и газа. Получать энергоносители по суше для Китая предпочтительнее. Во-первых, КНР нацелена на центральноазиатский газ, а в том регионе нет портов. Во-вторых, газо- и нефтепроводы гарантируют Пекину энергетическую безопасность в случае, например, перекрытия морских поставок о стороны США.

«Из всех направлений сотрудничества для Китая главное — энергетика, особенно поставки природного газа. В 2012 году КНР импортировала в общей сложности 42,5 миллиардов кубометров, причем 20 миллиардов из Центральной Азии. Эксперты считают, что уже в ближайшем будущем эта цифра значительно вырастет»,

— говорит директор Центра по изучению России и Центральной Азии Фуданьского университета (Шанхай) Чжао Хуашен.

Кстати, прокладка труб решит также ряд внутренних проблем Китая: стимулирует развитие депрессивных западных и центральных регионов страны, создаст новые рабочие места и «разрядит» межэтническую напряженность.

Газоконденсатное месторождение в Узбекистане

Газоконденсатное месторождение в Узбекистане. Источник: hayastannews.com

А пока китайские компании активно заключают «газовые» соглашения. 21 мая «Газпром» и китайская CNPC подписали крупнейший для «Газпрома» контракт стоимостью 400 миллиардов долларов на ежегодные поставки газа в КНР в течение 30 лет. Ранее дочернее предприятие CNPC и «Узбекнефтегаз» создали New Silk Road Oil And Gas Company Ltd по доразведке и разработке месторождений в Узбекистане. CNPC планирует до 2019 года инвестировать в проект более 277 миллионов долларов. Суммарная добыча оценивается экспертами в 1 миллиард кубометров газа.

Дружить против США

Проект может послужить экономической и культурной экспансии Китая

Проект может послужить экономической и культурной экспансии Китая. Источник: carriermanagement.com

Западные эксперты и политики видят в Новом шелковом пути стремление КНР к экономической и культурной экспансии. Пожалуй, они не далеки от истины. Забавно другое: как власти разных стран, опасаясь Китая, все же готовы дружить с ним против Америки.

Власти разных стран, опасаясь Китая, все же готовы дружить с ним против Америки.
Например, будущий премьер-министр Индии Наренд Моди в своей предвыборной компании заявлял, что «Китай должен отказаться от экспансионистского настроя», а Индия будет возрождать Дорогу специй (Mausam) — проект, который также имеет глубокие исторические корни. Летом 2014-го, после избрания, Моди действительно дал старт Дороге специй, которая объединит морскими путями Индию, Сейшелы, Маврикий и Шри-Ланку.

Однако вскоре риторика Нью-Дели поменялась. Одним из первых зарубежных визитов индийского премьера было посещение Китая. В Поднебесной выяснилось, что страны договорились о взаимных контрактах более чем на 10 миллиардов долларов.

Слева направо: Наренд Моди и Си Цзиньпин

Слева направо: Наренд Моди и Си Цзиньпин. Источник: freepressjournal.in

В ответ китайский лидер Си Цзиньпин посетил Индию, где предложил вложить в местную экономику более 20 миллиардов долларов. А уже в апреле этого года Китай выступил с предложением интегрировать Дорогу специй в морскую часть Нового шелкового пути.

В Кремле в китайском проекте поначалу увидели конкуренцию Транссибу. Но уже в этом мае в Москве российский президент Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и «Экономического пояса “Шелковый путь”». Ходят разговоры, что в будущем в проект «Пояс и путь» могут включить еще один маршрут — арктический, то есть существующий российский проект Северный морской путь.

Китай объединяет тех, кто готов дружить против США

Китай объединяет тех, кто готов дружить против США. Источник: lnrnews.net

В геополитическом разрезе проект Нового шелкового пути становится одной из ключевых фаз противостояния атлантистов и евразийцев. Главным образом, он конкурирует с американским проектом Транс-Тихоокеанского партнерства. Китай собирает под своим крылом страны, недовольные экономическим и политическим превосходством США, и выстраивает альтернативную международную архитектуру — от ценностей до безопасности, от финансов до экономики.

Всеобщая выгода

В то же время Пекин заявляет, что любые попытки ущемления интересов стран-участниц проекта Новый шелковый путь исключены. Подчеркивается, что это взаимовыгодное сотрудничество. Государства будут связаны железнодорожными путями не только с Китаем, но и между собой. На пути следования магистралей будет развиваться инфраструктура: уже сейчас КНР разрабатывает 70 проектов строительства зон сотрудничества вдоль Нового шелкового пути. По оценкам экспертов, в результате появится 200 тысяч новых рабочих мест для местных жителей.

«…численность населения стран, расположенных вдоль экономического пояса, составляет 60 % общей численности населения мира. Их ВВП превышает одну пятую мирового ВВП. Потенциал и пространство для развития этих стран огромны»,

— говорит сотрудник Центра по изучению проблем развития при Госсовете КНР Чжао Цзиньпин.

Карта исторического Великого шелкового пути

Карта исторического Великого шелкового пути. Источник: ермак-инфо.рф

Логично, что Новый шелковый путь сравнивают с предшественником — Великим шелковым путем, который больше пятнадцати столетий соединял Восток и Запад. Однако, напрашивается более точная и близкая по времени аналогия. По иронии судьбы, схожий проект полтора столетия назад успешно реализовали в США. Тогда была построена Трансконтинентальная железная дорога, соединившая всю Америку от Калифорнии до Небраски. Это объединило страну и вызвало экономический бум. Повторит ли этот сценарий Евразия, узнаем в ближайшие десятилетия.

Наша страница в WeChat sinocomclub

По любым китайским вопросам пишите на почту 15045064735@163.com

Валерий Толстой
Все записи

Комментарии 1

  1. Алексей:

    А транссиб вам не пример что ли? Там, куда вкладывают деньги, всегда есть развитие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, напишите ваше имя.
Пожалуйста, напишите ваш email.

19 + семь =

Пожалуйста, напишите комментарий.