Китайские правители, покорившие сердца миллионов

Не политики, не завоеватели, а руководители. Все лидеры сталкиваются с проблемой завоевания авторитета. Террористы в таком случае пользуются силой страха и отчаяния, политики опираются на бесконечные обещания. Родители унимают своих балованных детей игрушками и сладостями. Тут все зависит от того, как быстро надо получить результат. Чаще всего это не должны быть долгосрочные решения, обычно нужен немедленный результат. Итак, что делает лидера эффективным и как достичь абсолютного влияния — легально?

Руководство, не насилие

Конфуций. Источник: www.theatlantic.com

Конфуций. Источник: www.theatlantic.com

Платон, в своем труде “Республика”, описал государство, которым правит “царь-философ”. Согласно учению этого великого афинского мыслителя, правитель должен внедрять общечеловеческие идеалы и быть безразличным ко всем искушениям на пути к своей цели.

В Древнем Китае самые-самые уважаемые императоры правили, руководствуясь конфуцианскими принципами, невзирая на расу, класс и границы, поощряя заслуги, высокую нравственность и сдержанность.

Во времена Конфуция, а это 2500 лет назад, за несколько десятилетий до Платона и других западных мыслителей, Китай был раздроблен и поглощен гражданскими войнами. Конфуций настаивал на возвращении к гармонии времен правления династии Чжоу (1046-771 до н.э.), тогда император правил с помощью вассалов, которые уважали трон.

Конфуций учил, что, хотя социально-политическая иерархия и важна для общества, каждый — от простого жителя до императора — должен следовать добродетелям справедливости, морали, мудрости и веры.

Традиционный упор на ценности, а не на принуждение описан в “Правилах для учеников”:

“Людей можно принуждать силой, но их сердца будут сопротивляться. Если же вынужден по принципам, то ни тени сомнения не возникнет”.

Никаких ярлыков

Деталь картины в память о втором "южном туре" императора Канси в 1689 году. Источник: theepochtimes.com

Деталь картины в память о втором «южном туре» императора Канси в 1689 году. Источник: theepochtimes.com

Авраам Линкольн говорил о власти как об испытании характера. У человека может быть власть, но только благодаря внутренней силе, он сможет руководить эффективно и справедливо.

В 1662 году на китайский трон взошел 8-летний император Канси, его правление длилось 61 год. Двадцатью годами ранее его народ, маньчжуры, перешли через Великую Стену и завоевали Китай, основав династию Цин (1644-1912).

Канси в 40-летнем возрасте. Источник: Wikimedia

Канси в 40-летнем возрасте. Источник: Wikimedia

Канси знал, что население Китая не очень радовалось перспективе жить под руководством маньчжуров. Вместо того, чтобы сдаться или подавить местных жителей силой, маленький Канси решил следовать правилам Конфуция. Его правление основывалось на политике равенства всех жителей империи.

Император Канси и его двор относились с уважением к китайским бюрократическим традициям, поэтому любой человек с образованием мог стать правительственным чиновником.

Во время и после правления Канси, маньчжуры научились жить в гармонии с коренным населением. Между двумя народами произошел культурный обмен. Канси и его потомки обогатили китайскую цивилизацию.

Но маньчжуры не были единственными иностранцами, правившими Поднебесной. За четыреста лет до прихода Канси, Китай завоевали монголы, но они не были так лояльны.

Во времена правления монгольской династии Юань (1271-1368), китайский народ хань был одним из самых малочисленных. Введя систему каст, монголы были вынуждены тратить драгоценные человеческие и материальные ресурсы для подавления восстаний. В конце концов монголы не выдержали и были вынуждены покинуть захваченные территории.

Как видим, мало захватить власть, к ней надо подходить с умом.

Наследие

Король Вэнь Цзябао, первый монарх из династии Чжоу, около 1100 г. до н.э. Источник: Wikimedia

Король Вэнь Цзябао, первый монарх из династии Чжоу, около 1100 г. до н.э. Источник: Wikimedia

Двести лет до Рождества Христова. Могучий царь Ин Чжэн объединил Китай. Он стал первым императором династии Цинь — Цинь Шихуан.

Идеология Цинь основывалась на полном подчинении государству и его лидеру. Были сожжены книги и учения различных школ, а их авторы похоронены заживо.

Цинь Шихуан. Источник: Wikimedia

Цинь Шихуан. Источник: Wikimedia

После смерти императора страна погрузилась в бездну гражданских войн. Последующая династия Хань (206 до н. э. – 220 г. н. э.) возродила конфуцианство. Так наступил золотой век китайской цивилизации.

Конфуций верил в порядок, основанный на образовании и нравственности, а не силе оружия. По его мнению, эта гармония лучше всего демонстрируется на примере первых императов династии Чжоу, которые утверждали, что власть им дана свыше. Соответственно, правитель — сын неба. Его авторитет не вызывает сомнений, но у него не было абсолютной власти.

Правление династии Чжоу длилось 800 лет и это было самое долгое правление в истории Китая. Древние императоры, жили в западной столице Хаоцзин, их правление основывалось на сотрудничестве и взаимном уважении. Платон был бы этому рад. Даже после утраты былой власти императоры династии Чжоу продолжали править Поднебесной на протяжении еще 500 лет.

Наша страница в WeChat sinocomclub

По любым китайским вопросам пишите на почту 15045064735@163.com

Екатерина Чиркина
Все записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, напишите ваше имя.
Пожалуйста, напишите ваш email.

четыре × 4 =

Пожалуйста, напишите комментарий.