Китайские стартапы: прорыв или мыльный пузырь?
Кажется, в Китае умеют строить не только коммунизм, но и высокие технологии! Если вы думаете, что 49 стартапов в день – это показатели работы специалистов из знаменитой американской «Кремниевой долины», спешим вас разочаровать. Они принадлежат менее известному технологическому центру из северо-западной части Пекина – Чжунгуаньцунь. Не спорим, название выговорить сложно, поэтому для простоты в народе его называют «Китайской Силиконовой долиной».
Немного сухих, но внушительных цифр
Центр «Чжунгуаньцунь» был создан в 50-х годах для интеграции науки и образования. В 80-х известный китайский физик Чэнь Чуньсянь основал здесь «Службу поддержки передовых технологий» — первое в КНР негосударственное инновационное предприятие по научно-техническому консалтингу.
К 2007 году в Чжунгуаньцуне находилось 22969 IT-компаний со штатом более 900 тысяч человек и общим доходом в 903,57 млрд юаней.
На данный момент здесь расположены центры крупнейших китайских производителей компьютеров Lenovo, Founder, а также такие компании, как Microsoft, Intel, Nokia, IBM и около сотни других организаций из списка Fortune 500.
Кроме того, из этой IT-колыбели вышли такие технологичные гиганты, как «Xiaomi Corp.» — крупнейший китайский производитель смартфонов, а еще интернет-гигант «Alibaba».
И снова о подделках
А кто-то даже обвиняет их создателей в плагиате, ведь их бизнес — не что иное, как подражание более успешным западным бизнес-моделям. Например, «Tencent». Его мессенджер «QQ» уж больно напоминает «ICQ», а приложение «WeChat» — почти точная копия «WhatsApp».
Китайские IT-подделки VS стартапы Силиконовой долины
Вы опять удивитесь, но ответ будет положительным, потому что китайские «стартапы» куда более перспективны, чем доморощенные американские. Да, КНР является самой успешной коммунистической страной — и вместо того, чтобы пугаться подобного режима, стоит увидеть в этом возможность. Бизнес в Поднебесной в перспективе может оказаться очень успешным и процветающим.
И даже сопричастность китайского правительства к созданию таких IT-продуктов и запрет на американские интернет-компании в Китае только сыграет на руку при создании стартапа.
Судите сами: все мелкие проекты, которым удалось выстрелить на рынке технологий, постепенно поглощаются более крупными, такими как Facebook или Google. Однако именно благодаря изолированности «Tencent» стал 5-й по величине Интернет-компанией в мире.
Размер не имеет значения
Китайские стартапы куда более креативнее и инновационнее, чем думают американцы.
Все дело в их особенности ведения бизнеса в стиле «блиц-криг»: китайцы не создают такие долгосрочные проекты, как AppleWatch или Google Chrome, а довольствуются малыми, но быстро популяризирующимися проектами. Создателей того же «WeChat» тяжело упрекнуть в скудоумии, ведь приложение напичкано оригинальными идеями.

250,000 китайских студентов, проходящих обучение в США, отдают предпочтение «WeChat». Источник: incept.co
Например:
Они досконально изучили китайского пользователя и выяснили, что ему до сих пор тяжело набирать иероглифы на смартфоне, поэтому в приложении «WeChat» появилась функция голосового набора. Благодаря этой особенности более 250,000 китайских студентов, проходящих обучение в США, отдают предпочтение не «WhatsApp», а «WeChat».
В общем, все особенности китайских стартапов, которые злые языки называют «недостатками», на самом деле являются их достоинствами и дают неплохую фору на конкурентном западном рынке.
Вряд ли такие медиа-гиганты, как «Amazon», «Facebook» или «Google», смогли бы так же успешно разрастись в вакуумном информационном пространстве, как это сделал «Tencent».
Догнать и перегнать!
В общем, развитие IT-технологий в Китае идет полным ходом! Лучшие китайские университеты, в частности, Пекинский, перенимают бизнес-программы таких топовых западных вузов, как Стэндфордский университет.
Тысячи китайских организаций инвестируют $56 миллиардов в домашние стартапы!
Единственный камень преткновения — государственное регулирование IT-сферы: на регистрацию собственной компании у вас уйдет 38 дней (в других странах это займет 5-7 дней).
Однако мы надеемся, это не отобьет ваше желание основать собственный стартап в Китае.
К тому же, сопричастность к какому-нибудь проекту моментально делает вас сексуальным. Нет, мы не шутим. Подобная волна наблюдалась в США в конце 90-х 🙂
Наша страница в WeChat sinocomclub
Откровенно говоря, такая оптимистичная новость не внушает доверия. Во-первых, Китай все же выпускает дубликаты, а не инновационный продукт. Во-вторых, высокие технологии им стараются не доверять (из-за тяги к п.1). Поэтому китайская продукция — это обычно крепкие середнячки, без претензий на лидерство.