«Коллективное мышление»: чему Alibaba обучает иностранцев

Китайский гигант e-коммерции Alibaba постепенно завоёвывает планету, планирует открывать исследовательские центры по всему миру и инвестирует в компании электронной торговли в Индии и по всей Юго-Восточной Азии. Но при этом привлекает всё больше иностранцев в ряды своих сотрудников в Китае.

С 2016 года в компании работает программа под названием Alibaba Global Leadership Academy (AGLA, «Всемирная академия лидерства Alibaba»). Это подготовка управленческих кадров из числа иностранцев. В течение года несколько десятков человек из разных стран работают в двух подразделениях Alibaba в головных офисах в Ханчжоу, прежде чем получить постоянную должность в структуре. В этом году программу, начавшуюся в июле, проходят 20 человек, отобранных из 6000 кандидатов.

Это часть усилий по внедрению свежих идей в 18-летнюю компанию. При этом, как говорит Брайан Вонг, вице-президент по глобальным инициативам Alibaba и лидер AGLA, неизбежно возникает коллизия культур.

Во-первых, кампус в штаб-квартире Alibaba относительно аскетичен по сравнению с аналогичными западными техкомпаниями того же размера и положения. Сотрудники работают в обычных кабинках и за общими столами – никаких сидений-мешков или подвесных кресел. Питаться они могут в одном из четырёх кафетериев, где подают недорогие блюда китайской кухни. Другие варианты – это бранчи в сети ресторанов среднего класса, где готовят местную еду, два Costa Coffees и Starbucks. Спортивный зал небольшой и оборудован всего несколькими простейшими тренажёрами. В кампусе есть парикмахерская и массажная, хотя в китайских городах массажные салоны можно найти практически на каждой улице.

«Если вы сравните с Google или Facebook, то решите, что это не впечатляет, – говорит Брайан Вонг. – Порой мне жаль, что это не похоже на Google, потому что я хотел бы сегодня съесть буррито, а завтра — суши. Но мы работаем в Китае, и по китайским стандартам это уже очень хорошо».

Персонал также берёт обязательные уроки китайского языка и совершает частые поездки по всей стране, посещая объекты Alibaba, партнёров-поставщиков и достопримечательности Китая. Вонг считает, что занятия в классе и полевые исследования дополняют повседневную работу, обеспечивая важный культурный фон.

«Мы хотим, чтобы сотрудники действительно понимали политическую и экономическую ситуацию в Китае, культурную среду, философию и помещали её в более широкий контекст, показывающий, откуда возникла Alibaba, – говорит он. – Коллективное мышление против индивидуалистического западного мышления».

Фото via Fortune

Компания Alibaba была образована в начале 2000-х годов и вышла на Нью-йоркскую фондовую биржу в конце 2014-го. В начале этого периода Китай хорошо зарекомендовал себя как всемирная фабрика, но его потребительская культура находилась в зачаточном состоянии. После запуска в 2003 году Taobao – первой торговой площадки Alibaba, ориентированной на потребителя, – компания помогла приблизить эпоху индивидуальных трат, а также позволила обычным людям организовать продажи в интернете.

Между тем, как и везде в Китае, за кулисами процесса находилось правительство. Подчас как препятствие, но иногда и как помощник. В этом году оно во всеуслышание заявило, что будет активно помогать таким интернет-гигантам как Alibaba внедрять инновационные технологии в ключевых областях. В свою очередь, компания выступила с поддержкой инициатив Пекина по искоренению бедности и усилению экономического и культурного влияния Китая в мире.

По словам Вонга, самое большое разочарование у иностранцев – это импровизационный процесс принятия решений в Alibaba. Боссы в любой момент могут переключить роли и поменять цели. Один из нынешних студентов AGLA описывает полуночный звонок с сообщением о стратегическом изменении в командных установках как «абсолютно обычный». Вонг подчёркивает, что корни этого уходят в культуру и историю – просто Китай двигается очень быстро.

«Жалуются многие, кто приезжает в Alibaba после работы на более развитых рынках. Они говорят, что тут всё слишком хаотично, неструктурированно и неэффективно», – поясняет он.

«Я утверждаю, что в США и Европе, экономиках, которые развивались последние 100 лет, и некоторых компаниях, всё прочно установлено, – добавляет руководитель. – Но в Китае и в интернете всё движется с головокружительной скоростью. У вас нет времени на размышления о более эффективных путях, нужно просто двигаться».

Адаптированный перевод. Оригинал на сайте Quartz at Work. Главная иллюстрация: групповая свадебная церемония; фото via work.qz.com

По любым китайским вопросам пишите на почту 15045064735@163.com

Дмитрий Горин
Все записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, напишите ваше имя.
Пожалуйста, напишите ваш email.

14 + двенадцать =

Пожалуйста, напишите комментарий.