Куда вкладывалась Alibaba в 2017 году
Это был хороший год для Alibaba – стоимость компании удвоилась, превысив 400 миллиардов долларов США, что позволило ей потратить крупные средства на инвестиции. Сумма, вложенная в топ-10 проектов 2017 года, составила 11 миллиардов долларов. Впрочем, это почти на 2 миллиарда меньше, чем в рекордном 2015-м.
Три стартапа из списка уходящего года находятся за границей. Это демонстрирует то, как китайская корпорация всё глубже проникает в Индию и Юго-Восточную Азию.

Инвестиции Alibaba за последние пять лет (в млрд долл.). Инфографика: Techinasia.com
Вот рейтинг крупнейших вложений Alibaba в 2017 году. Стоит учесть, что субсидирование может включать взносы и других инвесторов.
1. Sun Art
Сумма: 2,9 млрд долларов США
Страна: Китай
Через шесть месяцев после того, как Amazon приобрела Whole Foods, корпорация «Алибаба» также сделала решительный шаг в сферу торговли продовольствием. Заплатив почти 3 миллиарда долларов за треть акций, Alibaba инвестировала в Sun Art Retail. Эта компания управляет несколькими известными брендами супермаркетов, включая RT-Mart и китайские магазины французской сети «Ашан». Однако это не первое движение Alibaba в сторону офлайн-торговли.
2. Intime
Сумма: 2,6 млрд долларов США
Страна: Китай
Первое серьёзное вложение в сферу физического ритейла Alibaba сделала ещё в начале 2014 года, когда инвестировала почти 700 миллионов долларов в торговые центры Intime. 2017-й год корпорация начала с того, что взяла сеть под полный контроль – за дополнительные 2,6 миллиарда долларов.
С учётом инвестиций в размере 100 млн долларов в супермаркеты Lianhua в текущем году и 4,6 млрд в магазины по торговле гаджетами и комплектующими Suning в 2015-м, эта сделка показывает, как Alibaba реорганизует торговлю, «интегрируя онлайн и физические каналы», – говорит генеральный директор корпорации Даниэль Чжан. Это по большей части означает повышение эффективности розничной офлайн-торговли, а также использование складов и для физической, и для электронной коммерции.
3. Tokopedia
Сумма: 1,1 млрд долларов США
Страна: Индонезия
В 2017 году Alibaba делала всё более крупные ставки за пределами своей страны, вкладывая в зарубежные стартапы больше средств, чем прежде. В 2016 года она приобрела контрольный пакет крупнейшей интернет-платформы Юго-Восточной Азии – компании Lazada. В августе нынешнего китайцы расширили своё присутствие в регионе за счёт вложения крупной суммы в индонезийскую площадку Tokopedia.

Фото: DealStreetAsia.com
4. Lazada
Сумма: 1 млрд долларов США
Страна: Индонезия
Что касается самой Lazada, то в апреле «Алибаба» потратила дополнительный миллиард долларов, чтобы увеличить свою долю в ней с 51-го до 83-х процентов. «Рынки электронной торговли в регионе по-прежнему относительно нетронуты, и мы видим перед собой внушающие оптимизм перспективы роста, – сказано в заявлении Чжана. – Мы будем продолжать использовать свои ресурсы для работы в Юго-Восточной Азии через «Лазаду», чтобы охватить эти возможности».
5. Ele.me
Сумма: 1 млрд долларов США
Страна: Китай
Растущий спрос на доставку продуктов в Китае привёл Alibaba к решению снова инвестировать в Ele.me, которая за последние несколько лет стала лидирующим приложением для доставки еды среди местных стартапов по всему Китаю. В компанию вкладывает и главный соперник корпорации Джека Ма – Tencent.
6. Cainiao
Сумма: 799 млн долларов США
Страна: Китай
Cainiao – это логистическое крыло Alibaba, управляющее сетью складов и партнёров-грузоперевозчиков. Сервис обрабатывает 57 миллионов поставок ежедневно. Последняя инвестиция довела долю Alibaba в этой фирме до 51%. Несколько месяцев назад Cainiao продемонстрировал своё первое высокоавтоматизированное оборудование по сортировке пакетов, где значительную часть работы выполняют роботы.
7. Ofo
Сумма: 700 млн долларов США
Страна: Китай
Ofo – одно из ведущих китайских приложений (наряду с Mobike) для совместного использования велосипедов. В течение года, когда большинство таких сервисов боролись за выживание, и как минимум три оказались на грани банкротства, Ofo и Mobike получили колоссальные вливания, поскольку вышли на зарубежные рынки. Ofo присутствует в более чем 180-ти городах в пятнадцати странах и обслуживает свыше 25-ти миллионов поездок ежедневно.

Фото: Steven Millward / Tech in Asia
8. Souche
Сумма: 335 млн долларов США
Страна: Китай
Souche буквально переводится с китайского как «поиск машины». Компания оправдывает своё название — это поисковая система для покупки подержанных автомобилей. Она также предлагает субсидирование приобретений. В конце 2018 года стартап планирует первое публичное размещение акций в США.
9. Yiguo
Сумма: 300 млн долларов США
Страна: Китай
Приложение для поставки свежих продуктов Yiguo работает в более чем 200-х городах по всему Китаю. В некоторых крупнейших населённых пунктах заказы приходят в тот же день. Alibaba уже в четвёртый раз поддержала Yiguo. Как и в случае с инвестициями в других розничных торговцев, финансирование позволило Alibaba получить логистическое преимущество, на этот раз — в хорошо развитую сеть рефрижераторных грузовиков.
10. BigBasket
Сумма: 280 млн долларов США
Страна: Индия
Как сообщает ряд источников, Alibaba находится на последних этапах переговоров об инвестициях в индийский продуктовый стартап BigBasket. Это соперник сервиса Now, запущенного компанией Amazon. Если соглашение будет достигнуто, для китайского консорциума это станет крупнейшей ставкой в Индии. Говорят, что сделку согласился поддержать индийский партнёр Alibaba – платформа для мобильных платежей и электронной коммерции Paytm.
Адаптированный перевод. Оригинал статьи на сайте Thechinasia