Кунг-фу — в массы, или Экспансия Шаолиня
Знаменитый буддистский монастырь Шаолинь, расположенный в провинции Хэнань в центральном Китае, взял курс на расширение. Власти страны передали в управление Шаолиню монастырь Цзышоу в уезде Линши провинции Шаньси. Чиновников впечатлил масштаб преобразований, которые произошли в храме менее чем за год с момента назначения настоятелем шаолиньского мастера Яньбана. Теперь ему официально поручено заниматься развитием важного для буддистов, но непопулярного среди туристов монастыря.
Реформа «модного монаха»
В Шаолине Яньбан получил прозвище «модный монах». 28-летний мастер, кроме положенного ему кунг-фу, разбирается в каллиграфии, фотографии, живописи и владеет искусством проведения чайной церемонии. А еще он успел 12 лет пожить за границей.
В монастырь Цзышоу Яньбан пришел в конце лета 2014 года и стал самым молодым настоятелем храма. Он застал удручающую картину. В монастыре времен династии Тан, который относится к национальному культурному наследию Китая, жили всего два монаха. До храма доезжало крайне мало туристов, а счета за коммуналку тем временем никто не отменял: содержание комплекса обходилось правительству КНР в один миллион юаней (около 160 тыс. долларов) в год.
«Модный монах» не растерялся. Новый настоятель пригласил в Цзышоу больше 20 молодых послушников (все родились после 1990 года). Под его руководством они начали обучать местных школьников кунг-фу. В свободное от медитаций и молитв время подопечные Яньбана стали проводить экскурсии по храму, богатому на старинные росписи. В монастыре закипела жизнь.
Выгодная сделка
В этом году отношения между Шаолинем и властями решили скрепить печатями. Монастырь Цзышоу передали в управление буддистам на 30 лет. Монахи будут не только жить в нем, но и рулить всем, в том числе денежными вопросами, ведь теперь храм может использовать бренд Шаолиня в коммерческих целях.
Местные чиновники, конечно, тоже рассчитывают заработать на популярной «торговой марке». Они надеются, что школа кунг-фу на базе монастыря Цзышоу будет привлекать туристов со всего мира. Среди планов властей — открытие парка культуры Линши Шаолинь, где монахи на свежем воздухе будут обучать боевому искусству и медитации всех желающих.
Кунг-фу, дзен и… деньги
Шаолинь, история которого насчитывает полтора тысячелетия, посещают до двух миллионов туристов в год. Они едут в горный монастырь за навыками кунг-фу и мудростью учения дзен. Кроме того, на территории храма регулярно проходят зрелищные кунг-фу-шоу и киносъемки. Все это в комплексе приносит Шаолиню порядка 25 миллионов долларов ежегодно.
Цзышоу — это не первый «франчайзинговый» проект Шаолиня. Еще в 2008 году монастырь получил контроль над четырьмя храмами в провинции Хэнань. Вскоре настоятель Ши Юнсинь заявил журналистам, что планирует расширять влияние Шаолиня и на другие регионы Китая, в частности, построить отдельный комплекс в Гонконге. Кстати, еще до начала экспансии в Китае Шаолинь открыл около 30 центров кунг-фу по всему миру: от США до Германии.
Наша страница в WeChat sinocomclub
Я удивлена, что до Шаолиня не доезжали туристы. Ведь о нем знает весь мир! А превращение в бренд и начало активного заработка — замечательная идея молодого настоятеля. Наверное, он гений, столько успеть в свои 28 лет!
Еще один пример того как нынешнее поколение меняет настоящее и соответственно будущее. Еще пару светлых голов и в будущем от этого всего останется только бренд и все. Сейчас новое время, новая культура и от этого никуда не деться. То, что было актуально когда-то уйдет в небытие рано или поздно.
Во всем должна быть мера. Особенно это относится к тем случаям, когда предпринимаются попытки использовать объекты культурного достояния в коммерческих целях. Вот и в этом случае — все уповают на иностранных туристов. А что им надо? Прежде всего — экзотика. Вот этот спрос на экзотику и определит будущее лицо Шаолиня. Уже сегодня, по всем признакам, здесь начинает формироваться своеобразная холдинговая компания, готовая торговать китайской спецификой оптом и в розницу. А завтра в ней главным действующим лицом станет коммерческий директор. Существовать будет только то, что приносит доход. И это уже будет совсем другая культура и совсем другой Шаолинь.
Вот, что значит человек, разбирающийся в маркетинге. С таким колоссальным опытом Шаолинь смог бы стать незаменимым и высокооплачиваемым, ценным сотрудникам в разных пиар- компаниях.