Маркетинг на идентичности: китайский художник оказался… французом

Для того, кто ссылается на своё «восточное происхождение» как источник вдохновения, художник Тао Хунцзин, живущий в Китае, на удивление белый. В биографии, которая распространяется на его выставках, о Тао пишут как о типичном китайце. Но, как выяснилось, это лишь маркетинговый ход, который породил нешуточные споры: насколько этичны подобные игры с расами, пусть даже в искусстве?
Тао Хунцзин, «Стать богатым – восхитительно». Фото: Tumblr

Тао Хунцзин, «Стать богатым – восхитительно». Фото: Tumblr

Fake brands vs fake artist

«Большие перемены начались, когда его отец купил первый в районе телевизор. С тех пор Тао мог видеть мир и понимать свою страну», – сказано в биографии мастера. Вот только Китай не был его страной. Тао Хунцзин – это персонаж, выдуманный французским художником Александром Уэри. Он родился в Нанте и взял себе псевдоним десять лет назад для поднятия популярности. Чтобы продавать китайское искусство, лучше быть китайцем, а не никому не известным иностранцем!

Тао Хунцзин, «Голова Будды». Фото: Red Gate Gallery

Тао Хунцзин, «Голова Будды». Фото: Red Gate Gallery

Под этим именем художник открыл выставку под названием «Смерть идёт домой» в пекинской галерее «Красные ворота». В своём творчестве Уэри эксплуатирует китайскую символику, которую «на ура» воспринимает зарубежная аудитория: позолоченные статуи Будды, неоновые иероглифы и промышленные пейзажи, отпечатанные красной тушью на рисовой бумаге.

Идею «Тао Хунцзина» Александру предложил десять лет назад его галерист в Шанхае. Тогда рынок современного китайского искусства набирал силу, но первые выставки француза потерпели сокрушительное фиаско. «Они вызвали у публики вялый интерес, практически нулевой», – вспоминает художник. Он считает, это лишь потому, что он не был китайцем: «Коллекционерами в основном были иностранцы, для них покупка китайской работы была хорошей инвестицией».

«В Шанхае я насмотрелся на все эти фальшивые «луи виттоны» и «прада», и сказал себе: если они создают поддельные сумки, почему бы мне не сделать фейкового китайского художника?», – рассказывает смекалистый француз.

Fake brands vs fake artist – поддельные бренды против поддельного художника. Почему бы нет?

Александр Уэри, «Пейзаж», 2014. Источник: ouairy.com

Александр Уэри, «Пейзаж», 2014. Источник: ouairy.com

Игра в личности

В качестве псевдонима Уэри взял имя китайского философа V века, который отличался чувством юмора. Но шутки в сторону: это сработало. Он начал продавать одно – два произведения в месяц, а не одно – два за выставку, как это было раньше.

«Большая разница, если представляешься китайцем, – говорит он. – Совсем не то, и финансово, и экономически».

В V веке реальный Тао Хунцзин был известен своей классификацией растений. Источник: telegraph.co.uk

В V веке реальный Тао Хунцзин был известен своей классификацией растений. Источник: telegraph.co.uk

Но вниманием и интересом прессы нужно было управлять аккуратно. Уэри избегал появляться на открытии собственных выставок или представлялся «помощником Тао Хунцзина» в телефонных интервью средствам массовой информации. А его китайский галерист притворялся художником.

Современные китайские художники получили общемировое признание в последние годы, а аукционные цены на их произведения подстегнули недавно разбогатевшие соотечественники. Согласно базе данных Artprice, в первом полугодии нынешнего года семнадцать из пятидесяти продаваемых художников мира были китайцами. Мастера из Поднебесной приносят 21% общего мирового оборота в современном искусстве, уступая лишь американцам.

Ян Ян, основатель пекинской галереи Ян, в которой выставляются работы как местных, так и иностранных художников, говорит: «Современное искусство привязано к территории, и так называемой «интернационализации» искусства на самом деле не существует».

Национальность, как оказывается, очень важна.

Александр Уэри на фоне картин Тао Хунцзина в галерее «Красные ворота». Фото: telegraph.co.uk

Александр Уэри на фоне картин Тао Хунцзина в галерее «Красные ворота». Фото: telegraph.co.uk

Другая точка зрения

Выставка Уэри проходит после громкой истории с белым поэтом из США Майклом Дерриком Хадсоном. Тот сообщил, что издатели 40 раз отклоняли его произведение, подписанное собственным именем автора, – пока он не выступил под псевдонимом китаянки И-Фэнь Чоу. Тогда поэма вошла в антологию «Лучшая американская поэзия» нынешнего года. Заявление вызвало жаркие дебаты, а журналист еженедельника The New Yorker назвал это «ориенталистской спекуляцией».

Цены на пекинской выставке Уэри-Хунцзина достигают 200 тыс. юаней (более 30 тыс. долларов) – сравните с 1,5 тыс. юаней за работы, подписанные настоящим именем художника!

По его словам, он решился раскрыть тайну личности Тао Хунцзина, поскольку тот исчерпал свой потенциал. Псевдоним был в предназначен в первую очередь для того, чтобы «играть на рынке и стереотипах». Теперь же Уэри может выступить с открытым забралом: «Культурные различия между китайцами и иностранцами стали меньше. И я уже достаточно хорошо известен».

Александр Уэри, «Дисциплина и наказание», 2013. Источник: ouairy.com

Александр Уэри, «Дисциплина и наказание», 2013. Источник: ouairy.com

Арт-критик Ло Фэй, куратор галереи TCG Nordica в городе Куньмин, считает, что Уэри «сыграл в очень интересную игру с личностью».

«Его восприятие Китая отличается от того, которое свойственно местным жителям; он как бы смотрит извне. Китайцы не творили бы в таком ключе, иначе их сразу обвинили бы в копировании других. Но если вы – иностранец, то остальные знают, что вы смотрите на вещи с другой точки зрения», – поясняет искусствовед.

Шесть лет назад Эван Оснос (Evan Osnos), автор высоко оценённой книги «Эпоха амбиций: погоня за счастьем, правда и вера в новом Китае», похвалил работу Тао Хунцзина «Стать богатым – восхитительно» из неоновых огней. Названием послужили слова Дэн Сяопина, который начал реформу экономики Китая (кстати, достоверность этой цитаты оспаривается).

Теперь Оснос сказал агентству AFP: «Я вовсе не шокирован тем, что художник не так рекламирует себя. Похоже, это француз действительно нашёл в себе решимость разбогатеть. Мы можем назвать это перформансом, – но не китайским искусством».

По материалам The Daily Mail и The Telegraph

Наша страница в WeChat sinocomclub

По любым китайским вопросам пишите на почту 15045064735@163.com

Дмитрий Горин
Все записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, напишите ваше имя.
Пожалуйста, напишите ваш email.

16 − один =

Пожалуйста, напишите комментарий.