Масштабное исследование рынка ВЭД-услуг от «Лайн Логистик»
В виду того, что «Лайн Логистик» специализируется на импорте произведённых в Китае высокотехнологичных товаров, исследование сконцентрировалось на анализе компаний из В2В-сектора, которые в большинстве своём также занимаются высокотехнологичными товарами. Участниками исследования стали 150 организаций, причём не только клиенты «Лайн Логистик», но и нейтральные компании.
Результаты
Выводы, сделанные по итогам исследования, обозначили следующие тенденции:
— услуги полного цикла при доставке грузов из КНР всё ещё сохраняют свою высокую востребованность.
— клиенты заинтересованы в поиске поставщиков, в прямом выходе на производителя и в сопровождении контракта (при условии полноценной консультации юриста по ВЭД).
Исследование подтвердило очевидный факт того, что:
— негативный опыт самостоятельного взаимодействия клиента и поставщика на этапе переговоров и заключения договора только подталкивает клиента на поиск грамотного юриста по ВЭД или же группы профессионалов, которые могут вести его сделку от начала и до конца.
Реалии таковы, что рынок логистических услуг переполнен предложениями. Конечно, анализ качества и уровня этих предложений может стать темой для отдельного исследования, но сейчас не об этом. На окончательный выбор компании, которая будет оказывать логистические услуги, влияют несколько взаимосвязанных факторов:
— ранний опыт сотрудничества с конкретной компанией (нейтральный или положительный), а соответственно и информированность клиента об этой компании;
— репутация компании (рекомендации от других клиентов, отзывы коллег, публикации в СМИ);
— набор услуг, их стоимость и компетентность представителей компании.
Сроки принятия окончательного решения по выбору логистической компании могут разительно отличаться. В некоторых случаях хватает одного дня, в других же клиенты берут на раздумье до полугода. Причины, по которым клиенты могут потратить на поиск перевозчика столько времени, довольно разнообразны, начиная с чисто финансовых (нехватка средств, резкое изменение курса валют или нежелание замораживать деньги)до рыночных (периодичность спроса на товар, переизбыток товара на складах и так далее).
Текущие тенденции к унификации и максимально допустимому переносу привычных услуг и функций в электронный формат привели к тому, что современному импортёру уже недостаточно полагаться только на «надёжную» (как он сам её характеризует) логистическую компанию. Уровень требований повысился, и поставщики должны ему соответствовать. Интерес клиентов к аутсорсингу ВЭД, ведению ВЭД-бухгалтерии, урегулированию таможенных споров и полноценному представительству за границей стабильно растёт. И простая логистическая компания, даже «со связями где надо», уже с этим не справляется.
Клиенты-импортёры всё чаще обращают внимание на следующие клиентоориентированные сервисы:
— онлайн отслеживание груза (т.е. возможность без многочисленных звонков узнать, где находится груз, на какое число назначена примерная дата прибытия и т.д.),
— веб-банкинг,
— проверка качественных и количественных характеристик до отправки.
Нередко наличие именно этих услуг и побуждает клиента выбрать ту компанию, которая готова их предоставить. Как мы писали ранее, конкуренция очень плотная, и сама среда принуждает некоторые компании к расширению и качественному росту предлагаемых ими услуг. Учитывая интересы клиентов, требования рынка, государства и естественное желание оптимизировать расходы.
Но не следует забывать о ставшей классикой триаде, характеризующей идеальную доставку: «быстрее, дешевле, надёжнее». Большинство логистических компаний продолжают борьбу друг с другом именно в этих направлениях. Клиенты требуют, а логисты пытаются ускорить поставки, снизить себестоимость, гарантировать сохранность груза. Основными критериями, отличающими успешную сделку от её противоположности, клиенты обозначили следующее:
— деловая комфортность,
— оперативность (как проработки запросов, так и доставки),
— надёжность.
Всё это, по большому счёту, рассказывает потенциальному клиенту и участнику рынка о позитивных аспектах ведения логистического бизнеса, но есть ли у этой медали обратная сторона? Есть ли какие-то риски, проблемы и опасности? Об этом мы поговорим далее.
Наиболее проблемные участки процесса импорта
Китайские компании-фантомы. Это весьма серьёзная проблема, которая полностью попадает под определение «мошенничество». Нередко бывает, что импортёр, увлекшийся переговорами, согласованием объёмов поставляемого товара и суммы, которую надо перевести на счёт китайском компании, не обращает внимание на самое главное – а с кем, собственно, он имеет дело? Если китайская компания не имеет регистрации и работает нелегально, то любой, даже безукоризненный двухсторонний договор не имеет и малейшего значения. Клиент не сможет не только предъявить претензии за срыв сроков производства, но и за низкое качество доставленной продукции. А что бывает в тех случаях, когда компании нет вообще, а клиент понимает это только после перевода денег?!
Китайские «компании-домоседы», то есть не имеющие права (лицензии) на экспорт. Если товар, производимый на территории Китая, будет отправлен за границу, то лицензия на экспорт является ключевым документом, без которого любые взаиморасчёты не имеют смысла. Стоит отметить, что простой лицензии на экспорт далеко не всегда достаточно, так как некоторые товары обязаны иметь подтверждение соответствия качества товара требованиям ЕС.
Недостаточная компетенция. В том случае, когда импортёр не имеет достаточного опыта в работе с Китаем, не знает особенностей взаимодействия с китайскими поставщиками, велика вероятность того, что при размещении заказа не будут учтены важнейшие аспекты, касающиеся качества и сроков производства. Сложно поверить в то, что китайский производитель сам акцентирует внимание на них, так как его главная задача – скорейший запуск производства. Результатом такого поверхностного диалога может стать низкокачественная продукция, срыв сроков и последующие проблемы – дополнительные расходы, упущенная прибыль.
Вывод
Сделать ясные выводы, располагая информацией, представленной компанией «Лайн Логистик», довольно легко. Будучи импортёром, вы должны быть абсолютно уверены в том, что работаете с надёжным поставщиком, который готов не только предоставить интересующий вас товар в требуемые сроки, но и понести ответственность за то, что по какой-то причине не смог соответствовать прописанным в договоре условиям. Наша компания призывает вас обращаться за консультациями к специалистам по ВЭД, логистике, таможне до непосредственной работы с поставщиком.