Миссия «Голливуд»: как китайцы зарабатывают на американском кино
Вы уже посмотрели последнюю часть франшизы «Миссия невыполнима»? Видели там китайцев? Нет? А они, как в анекдоте про суслика, есть. Авторы «Китайского компота» чуть не подавились попкорном, когда узрели на экране знакомый улыбчивый профиль. Нет, не актера, а персонажа с логотипа интернет-гиганта Alibaba. Хвостик буквы «A» стилизован под кинопленку, рядом приписка «Pictures» — компания Alibaba Group явно вознамерилась штурмовать Голливуд.
Союз с Paramount
Новость о том, что Alibaba Pictures проинвестировала свой первый голливудский фильм, прогремела в июне. Фильмом оказалась пятая часть одной из самых популярных франшиз Paramount Pictures — «Миссия невыполнима: Племя изгоев». Договор подписали еще осенью 2014-го, но сделку держали в секрете.
В компании Paramount Pictures, которой уже больше века, китайским инвестициям очень рады. Источник: horrorzone.ru
Впрочем, сумму контракта не раскрыли до сих пор. Заокеанские инвесторы ограничились сообщением, что обеспечили продвижение «Миссии» через платформу Taobao Movie и другие свои сервисы, и займутся онлайн-продажей билетов (премьера в КНР назначена на 8 сентября). Но появление названия Alibaba Pictures в титрах рядом с Paramount подсказывает, что на продвижении роль китайцев не ограничилась.
«Мы надеемся, что это заявление будет первым из многих сообщений о сотрудничестве между нами»,
— прокомментировал сделку вице-президент голливудской студии Роберт Мур.
Алибаба и сорок инвесторов
Аlibaba Group — это вторая по величине после Google интернет-компания в мире. Ее стоимость оценивается в более чем $250 млрд. В Китае холдинг контролирует 80% рынка онлайн-торговли, параллельно Alibaba осваивает международный рынок, конкурируя с eBay и Amazon.Хотя китайский кинорынок давно был поделен между крупными компаниями, Alibaba это не смутило. В марте прошлого года интернет-гигант купил за $805 млн 60% акций ChinaVision Media, которую сначала назвали Alibaba Films Group, а через месяц переименовали в Alibaba Pictures Group. Новый игрок тут же развил бурную деятельность.

Новая кинокомпания привлекла к сотрудничеству знаменитого режиссера Вонга Карвая. Источник: lichnosti.net
В январе компания заявила, что первым собственным продуктом Alibaba Pictures станет мелодрама «Перевозчик». Продюсировать ленту будет именитый Вонг Карвай.
Уже к апрелю Alibaba Pictures стала самой большой китайской кинокомпанией, которую оценили в $8,7 млрд. К июню ее стоимость возросла до $9,6 млрд.
К слову, Alibaba Group — далеко не первый китайский холдинг, который инвестирует деньги в американское кино. За последние три года несколько компаний из Поднебесной вложили сотни миллионов долларов в голливудские студии. Но гигантов уровня Paramount Pictures в списке нет. Выше всех прыгнула China’s Hunan TV, которая потратила $375 млн на производство фильмов студии Lionsgate (известна по лентам «Перевозчик 3», «Неудержимые», «Хижина в лесу»).
Китай, откройся!
Обе стороны довольны: китайцы получают возможность инвестировать в прибыльные проекты, а американские киношники, которые переживают не лучшие времена, получают, во-первых, деньги, а во-вторых, доступ к огромному рынку зрителей.В 2015 году Китай впервые опередил США по месячному сбору от кинопоказов. По данным пекинской компании EntGroup, в феврале кассовые сборы в Поднебесной составили $650 млн — на 10 миллионов больше, чем в Америке.
Известно, что успешно «прокатились» по Китаю предыдущие серии «Миссии» (некоторые сцены третьей части даже снимались в КНР). А другая франшиза Paramount — «Терминатор 5: Генезис» — собрала в Китае $45,5 млн всего за три дня. Правда, предварительно Шварценеггер приехал в Поднебесную в рамках промотура и даже «посветил личиком» в вокальном шоу.
«Голливудские фильмы часто приносят больше прибыли в Китае по сравнению с местными кинопроектами. Сотрудничая с голливудскими партнерами, Alibaba Pictures может стать ключевым игроком на рынке в будущем, когда Китай увеличит квоту на импорт зарубежных фильмов»,
— считает представитель компании Analysys International Хуан Гофэн.
Сейчас квота составляет всего 34 фильма в год, но, по инсайдерской информации, к 2017 году число импортных картин на китайских экранах значительно увеличится.
Бизнес за 15 минут
Голливудская экспансия Alibaba Group произвела впечатление на всех. И очень напрягла держателей акций компании.За основателем интернет-гиганта Джеком Ма закрепилась слава импульсивного товарища. Ему часто припоминают историю приобретения китайского футбольного клуба Guangzhou Evergrande за $192 млн. Вот как описал это миллиардер Сюй Цзяинь:
«Я выпил с Джеком в Гонконге, после чего спросил, не хочет ли он купить клуб. И он ответил «Оk». Переговоры завершились в течении 15 минут».
Такой «дружеский» бизнес многих тревожит, особенно на фоне проблем с китайским и американским фондовыми рынками. Руководителям Alibaba Group вменяют то, что их решения не продуманы и поспешны из-за прессинга со стороны наседающих внутри страны конкурентов — Tencent, Baidu и других.

Китайские аналоги Google (Baidu) и Facebook (создатель WeChat компания Tencent) теснят Alibaba Group. Источник: en.yibada.com
Впрочем, пока вложения в Paramount оправдали себя. Мировые сборы фильма «Миссия невыполнима: Племя изгоев» составили больше $442 млн, что почти в три раза больше бюджета фильма. И это без Китая, где прокат еще не стартовал.
Между тем в Alibaba Pictures заявили, что рассматривают возможность работы и с другими заокеанскими киностудиями. Что-то нам подсказывает, что они не прогадают и в этот раз.
Наша страница в WeChat sinocomclub