Мобильная революция китайского здравоохранения
Мобильные приложения для здоровья и медицинского контроля появляются невиданными темпами в двух странах — США и Китае. Рынок таких приложений неуклонно растет. Телемедицина становится не футуристическим проектом, а повседневной реальностью Поднебесной уже сейчас. В 2014 году создан специальный Китайский центр мобильных медицинских инноваций. Будущее медицины рождается на наших глазах.
У современного здравоохранения — реальные проблемы. Во многих странах мира. Это связано с ростом расходов на отрасль, старением населения, малодоступностью медицины для бедняков. Традиционная система оказания медицинской помощи и контроля за здоровьем требует срочного «лечения». На помощь могут прийти мобильные технологии. Они взяли на себя связь пациента с доктором, они собирают данные о здоровье, они (в некоторых случаях) улучшают обработку и передачу результатов анализов.
В Китае это будущее уже наступает. Намного раньше, чем ожидали эксперты. Число компаний, которые предоставляют информационные услуги для здравоохранения, растет. Открываются специальные клиники, которые формируют новое бизнес-звено. Они сочетают в себе традиционные медицинские осмотры с интернет-технологиями.
Chunyu Yisheng (Чунью Ишэн) — фирма, выпускающая медицинские приложения для смартфонов. Сейчас это крупнейший поставщик «мобильного здоровья» в Китае. В мае 2015-го компания объявила, что запускает 25 клиник, а до конца года расширит их число до 300 — в 50 городах. Так называемые оффлайн-клиники уже открыты в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Ханчжоу и Ухане. Но Chunyu не строит новые здания. Они берут в партнеры существующие больницы. Те предлагают свои помещения и оборудование, а компания обеспечивает врачами и Интернет-услугами.
Основанная в 2011 году, Chunyu Yisheng подписала контракты с более чем 100 тысячами врачей в больницах по всей стране. Сегодня у компании (ВНИМАНИЕ!) 58 млн зарегистрированных пациентов. А будет еще больше. Судя по тому, что Chunyu подыскивает для работы все новых и новых докторов. Кстати, они, конечно, будут работать и в оффлайне.
«Инвестиции Chunyu в оффлайн-клиники невелики. Это, главным образом, расходы на заработную плату врача, построение системы управления и установление стандартов», — сказал руководитель компании Чжан Руи.
Но есть в новой системе оффлайн-клиник и телеконсультаций и ложка дегтя, конечно. Связана она с человеческим фактором. Многие доктора считают такие условия слишком жесткими. Они же утверждают, что система не обеспечивает стимулов. Хотя врачи и получают независимость, но с этим возрастает ответственность. При существующем здравоохранении медики строго привязаны к своей больнице. Там ответственность в казусных случаях возлагается на лечебное учреждение. По-видимому, теперь ситуация изменится.
«Реальное медицинское страхование ответственности должно быть наложено на отдельных врачей. Страховые компании могут отслеживать свои записи, чтобы решить, выплатить врачу премию или снять компенсацию», — считают эксперты.
Китайские государственные больницы работают на полную мощность. Очереди в них катастрофические — врачи иногда просто не справляются с наплывом пациентов. Это приводит к нервным срывам и перегрузке у медиков. Критики новой онлайн системы оказания медицинской помощи считают, что из-за этой проблемы государственных больниц Интернет-компаниям придется сотрудничать с частными клиниками. И часто они оказывают некачественные услуги. Впрочем, многие, наоборот, уверены: появление клиник нового типа изменит всю отрасль. К лучшему. Вопрос только в том, сколько времени это займет.
К мобильной медицине присматриваются другие игроки Интернет-рынка. Среди них: DXY.cn, интернет-форум для профессионалов здравоохранения; Guahao.com, информационный портал о здоровье и поисковый портал.
Страховая компания Ping An Insurance Co. уже заявила, что планирует инвестировать в это дело 50 млрд юаней. За следующие 10 лет страховщики планируют создать 10 тысяч новых клиник по всей стране. Они будут связаны с новым приложением медицинского обслуживания Ping An Good Doctor. Тем не менее, инвесторы сказали, что будут вкладывать свои деньги осторожно: сделки по новым клиникам — рискованны. Многие Интернет-компании не имеют стабильных моделей прибыли.
Уже действующее приложение для смартфона с романтичным названием Spring Rain Doctor помогает десяткам миллионов китайцев найти доктора и получить консультацию. Так услуга обмена мгновенными сообщениями с врачом стоит десятки юаней. 15 минут телефонного разговора могут стоить уже сотни. Брендинг-директор приложения рассказал, что в прошлом году врачи заработали около 20 миллионов юаней.
К отрасли мобильного и телемедицинского обслуживания не только присматриваются, но и уже активно в нее внедряются такие китайские цифровые и Интернет-гиганты как China Mobile, Alipay (Alibaba Group) and WeChat. Интернет-медицинские услуги были доступны в Китае с 2010 года, но основное развитие получили в 2014-м. Их резкий рост прогнозируется до 2017-го.
Мобильные телефоны и специальные приложения помогут пациентам соблюдать врачебные предписания, ведь напоминания о приеме лекарств и дозировке могут приходить в виде смс. Врачи получат диагностическую информацию и данные о ходе болезни. Это повысит качество обслуживания. Эксперты уверены: внедрение mHealth поможет руководству страны лучше понять и систематизировать проблемы, которые существуют в сфере здравоохранения.
Для справки
Размер глобального рынка мобильного здравоохранения к 2017 году вырастет в пять раз по сравнению с 2013 годом. Как ожидают эксперты и ВОЗ, в Китае этот сегмент услуг здравоохранения ожидает настоящий бум. По прогнозам рынок вырастет более чем на 50 % в 2016-м и 2017-м годах.
Наша страница в WeChat sinocomclub