Бизнес и Работа

Можно ли заработать на китайской живописи?

+ 1600% чистой прибыли, не открывая нового материка, не изобретая эликсира долголетия, не нарушая закон – а вам слабо? Именно такой «выхлоп» получил владелец картины кисти китайского художника Чэнь Яньнина, от ее продажи на аукционе.

Китайский арт-рынок в течении нескольких лет не отстает по обороту совершаемых сделок от Америки и Европы. Однако, благодаря своей молодости и появлению большого объема «новых» денег, оценка произведений искусства все еще непредсказуема. Это обстоятельство оставляет место для различных «чудес», как для коллекционеров, так и для «искусных авантюристов». Соблазн стать частью этого бизнеса может оказаться велик для человека состоятельного и азартного. Но велика ли вероятность «чуда»?

Картина «Орел на сосне», Ци Байши. Источник фото - artnewsnviews.com

Картина «Орел на сосне», Ци Байши. Источник фото — sadpanda.cn

Основными покупателями предметов китайского искусства были и остаются сами китайцы. С началом дрейфа экономики КНР в сторону свободного рынка стали появляться частные капиталы, владельцы которых жаждали найти источник для инвестиций. Неудивительно, что в этих условиях картины стали одним из основных объектов вложения денег. В условиях ажиотажного спроса, некоторые продаются по невообразимым ценам. К примеру, картина «Орел на сосне» Ци Байши установила абсолютный рекорд в $65,4 млн. Это самая дорогая картина кисти китайского живописца.

 

Cамым же дорогим оказался художник Чжан Дацянь, работ которого в общей сложности продано на сумму свыше $600 млн. Наиболее известная его работа «Лотос и утки-мандаринки» ушла на гонконгских торгах Sotheby’s за $21,8 млн. Он же считается и самым подделываемым художником Поднебесной. Над созданием подделок под него ежегодно трудится много подпольных «мастеров».

Читайте:  Как открыть WFOE в Китае: пошаговое руководство

Картина «Лотос и утки-мандаринки», Чжан Дацянь. Источник — liveinternet.ru

Что же до подделок — «фирменного» отличия китайской современности – тут тоже все в порядке. Речь не о создании копий, а о подделке стиля. Новое поколение китайских художников, на чьем мироощущении не отразились события Культурной революции, но оставили свои следы процессы глобализации 90-х, ударно освоили пространство авангарда и циничного реализма. Самая известная работа  — «Вой»  Фан Лицзюня. Может показаться, что это саркастическая пародия на «Крик» Мунка.

Примечательно, что свои «любимчики» среди художников есть в отдельных регионах. Так среди пекинцев крайне популярен Чэнь Ифэй. Его относительно «молодая» картина «Ветер горной деревни», написанная в 1994-м, была оценена в 7,78 млн евро.

«Вой», Фан Лицзюнь. Источник - magazeta.com

«Вой», Фан Лицзюнь. Источник — artspeakchina.org

Картина "Ветер в горной деревне", Чэнь Ифэй. Источник - http://sadpanda.cn/

Картина «Ветер в горной деревне», Чэнь Ифэй. Источник — cultural-china.com

 Обратная сторона признания

Картины в Китае нередко становятся предметами «изящного взяточничества» —  雅贿(yǎhuì). Из-за пристального внимания к проявлениям коррупции на всех уровнях, куда мудрей и престижней передать в качестве вознаграждения за особое расположение чиновника не банальные дензнаки, а произведение искусства. В особенности, если известно о склонности одариваемого к коллекционированию или создания образа эстета. В некоторой степени, выступая в роли своеобразной валюты во взаимоотношении бизнеса и власти, китайская живопись уже обеспечивает спрос.

История одного «чуда»

«Китайский рынок все еще так молод — нам сложно сказать, кто здесь коллекционер, а кто спекулянт», — художник Чжан Сяоган.

Слова китайского художника прозвучали в адрес известного коллекционера (или же, как раз спекулянта) по имени Ян Бинь. Будучи эксцентричным бизнесменом, он быстро приобрел славу эпатажного и неординарного коллекционера. Именно ему удалось продать картину «Новая волна» кисти китайского реалиста Чэнь Яньнина за миллион долларов, заплатив за нее изначально всего 60 тысяч.

Ян Бинь, автомобильный дилер и коллекционер. Источник фото - artinvestment.ru

Ян Бинь, автомобильный дилер и коллекционер. Источник фото — artinvestment.ru

Подход к вопросу у Ян Биня своеобразный, в духе времени и места. Оценив одним из первых возможности нового разрастающегося рынка, он принялся скупать в большом количестве картины в различных галереях и аукционах. Затем, приобретенные картины периодически выставлялись на торгах, но уже по совсем другим ценам. Предприимчивый Ян Бинь умел организовать внимание вокруг таких картин, в результате чего за обладание ими конкурировали богатые люди, многие из которых были знакомы с владельцем лично.  Другими словами, ему удалось найти способ «помериться членами» для богатейший людей, непременно оставаясь в выигрыше.

Картина "Новая волна". Чэнь Яньнин, 1984г. Источник фото - artinvestment.ru

Картина «Новая волна». Чэнь Яньнин, 1984г. Источник фото — artinvestment.ru

Подобным образом была продана за 1млн.$ упомянутая картина «Новая волна». Во время торгов аукционного дома Poly, Ян в середине мероприятия указал на картину с людьми в лодке и громко произнес «Это – моя». После чего спустился в бар и оттуда наблюдал за ходом торгов, покуривая сигаретку. Пятеро коллекционеров приняли участие в «битве» за «Новую волну», в результате чего новым владельцем стал некий «угольный босс» из провинции Шаньси, я Ян стал богаче на 940 тыс.$.

Неплохой бизнес, на первый взгляд. Но только лишь некоторого количества денег недостаточно, для того, чтобы провернуть подобную сделку. Для этого вас должны звать Ян Бинь.

В общем и целом, китайский арт-рынок производит впечатление гигантской финансовой пирамиды, со спросом основанным на ажиотаже и трудно прогнозируемым принципом формирования трендов. Хотя, вероятно, сложно ожидать другого результата при наложении западных принципов работы на китайских подход к вопросу. Что же до европейцев на этом рынке, мнение одного из коллекционеров кажется довольно точным, хоть и звучит мрачно на фоне замедляющегося темпа экономического роста Китая:

«Честно говоря, китайская живопись не особо примечательна, и гениев такого масштаба, как в Европе или Америке, там нет. Но она растет в цене. Значит, надо брать».


Хотите что-то добавить?

1 Комментарий

  • Да, предприимчивый этот товарищ Ян. Чем-то метод его работы напоминает способ вести бизнес героев Пелевина из «Поколение П». Купить что-то, чтобы создать искусственный ажиотаж и продать в сотни раз дороже — как это знакомо по 90-м годам.

Send this to a friend

Подписывайтесь на наши обновления
Дорогой читатель, мы рады предложить тебе подписку на новые статьи. Мы вкладываем в наш проект частичку себя и будем рады делиться с тобой только интересной и актуальной информацией
  мы не рассылаем спам
и никому не передаем ваши данные.
Пожалуйста, проверьте Вашу почту и подтвердите подписку
Благодарим, что подписались на обновления ЛАОВАЙРУ!
  мы не рассылаем спам
и никому не передаем ваши данные.
Подписывайтесь на наши обновления
Дорогой читатель, мы рады предложить тебе подписку на новые статьи. Мы вкладываем в наш проект частичку себя и будем рады делиться с тобой только интересной и актуальной информацией
  мы не рассылаем спам
и никому не передаем ваши данные.