«Опиумные» войны новой эры — просто открой глаза (1 часть)

Вопреки распространённой бизнес-мантре «в Китае есть всё», вряд ли вы найдёте хотя бы одного патриотично настроенного китайца, который мог бы оправдать итоги двух Опиумных войн в середине XIX века. И действительно, даже профессиональным пропагандистам было бы трудно обосновать тот факт, что Китай разрешил Великобритании торговать наркотиками на своей территории, использовать своих жителей в качестве рабской силы и, чтобы «партнёрство» выглядело ещё более основательным, выплачивал крупную контрибуцию и отдал часть своей территории.

Вы, наверноe, согласитесь, что сегодняшние «торговые войны» куда более мягкие, нежные и миролюбивые. Несмотря на то, что с тех пор военный потенциал у обеих сторон многократно возрос. Но давайте представим, что в военном плане XIX век стал апогеем, в то время как всё остальное развивалось в знакомом нам темпе.
В общем, фантазируем о том, что могло бы стать новой «Опиумной» войной в наши дни.

Футболисты

Председатель любит подкаты, но не откаты

Председатель любит подкаты, но не откаты

Если раньше переезд в Китай считался концом карьеры для любого профессионального футболиста, то теперь это конец его финансовым проблемам. Такие богатые китайские клубы, как 上海上港 («Группа Шанхайский международный порт»), 天津权健 («Тяньцзинь Цюаньцзянь») или 广州恒大淘宝 («Гуанчжоу Эвергранд Таобао»), могут позволить себе покупать футболистов с практически мировым именем и платить им баснословные гонорары. В первом из приведённых клубов уже прогуливаются по полю бразильцы Халк и Оскар, общая стоимость которых превысила 120 миллионов евро.

Владельцы китайских клубов готовы покупать даже пенсионеров по меркам футбола, лишь бы создать вокруг их перехода шумиху. Привлекать новых зрителей на стадионы, подогревать интерес покупателей футболок и в то же время повышать уровень китайского футбола, который по самым мягким оценкам считается ниже среднего. Зачастую эти покупки носят преимущественно коммерческий характер и к самому футболу не имеют особого отношения. Например, трансфер 32-летнего аргентинского нападающего Карлоса Тевеса, который перешёл в 上海绿地申花足球俱乐部 («Шанхай Гринлэнд Шэньхуа») и стал самым высокооплачиваемым футболистом в мире с годовым окладом, превышающим сорок миллионов евро.

К сожалению, для китайцев, футбольный мир устроен так, что большинство клубов, которые имели в определённый момент времени неограниченный доступ к финансам и скупали всех, кого только возможно, но ничего не выигрывали на международной арене, рано или поздно прекращали свой шоппинг и переходили в режим экономии, чуть ли не заставляя собственных футболистов зашивать порвавшиеся мячи.

Поэтому вполне возможно, что современная «Опиумная» война могла бы начаться из-за отказа китайских клубов покупать дорогостоящих легионеров. Ведь несложно посчитать, что если за маловразумительных и по сути обычных Халка, Оскара и Тевеса китайцы готовы платить такие деньги, то сколько они заплатят даже за прикованных к постели Месси, Рональдо или Гризмана?

КриРо - 15% ВВП Португалии

КриРо — 15% ВВП Португалии

Да Португалия может покрыть все свои внешние долги, продав Рональдо в условный «Мистер Ли Интернешнл». Поэтому Китаю сильно повезло, что XIX век закончился, и флот ФИФА вряд ли войдёт в Шанхай, требуя купить десяток футболистов для поддержания собственной экономики. А ведь это могло бы выглядеть не менее зрелищно, чем Чемпионат Мира: футболисты, пинающие пушечные ядра в сторону порта, симулирование попадания картечи в тело, и бои не дольше 90 минут.

Кинокартины

Эпоха Опиумных войн – это не только героическая борьба англичан за дыхательные системы китайцев. Но и естественная компенсация за обиды на то, что китайская сторона всячески игнорировала тягу партнёров к культурному обмену и выходу Поднебесной из рукотворной самоизоляции. Благо в наше время Китай огорожен от других стран только «Великим Файерволом», ну и парой десятков всяких мелких запретов житейского толка, о которых и говорить не хочется. В культурном плане всё значительно лучше, чем 150 лет назад. Так, жители Нового и Старого света, глубже постигая Китай, уже не могут себе представить жизнь без ушу, фэншуй и удон (ах, это Япония… Ну, какая разница, в общем-то?!). Главное, что без ушу и фэншуй уже точно никуда. Да и Китай заслуживает всяческих похвал, так как он «семи-ли-льными» (именно так) шагами догоняет Запад в культурно-развлекательной гонке, и во многом благодаря кинематографу.

Сейчас Голливуд, будучи огромной финансово-производственной махиной, испытывает существенные затруднения. И это не удивительно! Теперь хорошо заработать можно только на тех фильмах, которые смотрят сотни миллионов людей по всему миру, а такие и стоят сотни миллионов долларов, плюс не меньшая сумма на маркетинг. Неудивительно, что некоторые неудавшиеся проекты грозят киностудиям разорением.

Поэтому главы крупнейших киностудий США (каждый в своё время), ища решение финансовых проблем, пришли к очень простой, но точной формуле:

«Ширпотреб в обмен на кинодерьмо».

Смысл очень прост: Китай заваливает США товарами, а Голливуд штампует высокобюджетные, но в то же время дешёвые киноленты, ориентированные на китайского зрителя. Рецепт предельно прост:

  1. Берём популярного американского актёра, известного в Китае;
  2. Озвучиваем бюджет от 100 миллионов долларов (20 из которых достанется тому самому популярному американскому актёру, известному в Китае);
  3. Пишем сюжет, где как-то фигурирует Китай (можно косвенно, например, инопланетный робот-убийца залетел в Китай на пару минут, чтобы вдохнуть пекинский смог, ну и, естественно, всё разрушил в слоу-моу);
  4. Берём 2-3 актуальных китайских актёра (желательно, чтобы китайская актриса была по сюжету пассией главного американского актёра);
  5. Вставляем в фильм (обязательный набор): кунг-фу, драконов и высокие технологии (для различных эпох такие технологии разнятся);
  6. Продакт-плейсмент: необходимо разместить рекламу известных китайских компаний, чтобы треть бюджета уже была окуплена ещё до съёмок. Например, инопланетный робот-убийца, надышавшись пекинским смогом, теряет на короткое время сознание напротив гигантского билборда «Huawei». Ну, а если денег китайцы дали совсем уж до омерзения много, то можно главным китайцем сделать Джека Ма, который с помощью купленного на АлиБабе анти-робото-убийцы уничтожит инопланетного врага;
  7. Записываем короткую документалку о съемках фильма, где американский актёр рассказывает о его любви к Китаю, трудностях в произношении слова «хунь цзя бао» (перевод неизвестен);
  8. Выпускаем фильм в прокат, окупаем в основном за счёт китайских зрителей и продакт-плейсмента.
Истинное актёрское мастерство проявляется после съёмок...

Истинное актёрское мастерство проявляется после съёмок…

Мы уже получили возможность насладиться такими фильмами, как «Великая стена» (2016 год. Звезда – Мэтт Дэймонд. Бюджет 150 миллионов долларов), «Трансформеры: Эпоха истребления» (2014 год. Звезда – Марк Уолберг. Бюджет 210 миллионов долларов) или «Зелёный Шершень» (2011 год. Звезда – Сет Роген. Бюджет 120 миллионов долларов).

Поэтому второй в мире кинорынок (а, скорее всего, к 2020 – первый) значит сейчас для Голливуда куда больше, чем Китай середины XIX века для торговцев опиумом. Вполне вероятно, что вздумай Поднебесная ввести ограничения на использование драконов в кино или запретить «уничтожение» Великой Стены в каждом фильме про дерзких инопланетян, Голливуд был бы вынужден отправить свой флот во главе с адмиралом Джеком Воробьём прямиком на Гонконг.

Бесспорно, имея в распоряжении целый набор таких несокрушимых воинов, как Микки Маус, Бэтмен, Рокки Бальбоа и прочие, Голливуд без особых усилий навяжет свою диктаторскую волю пока ещё сравнительно слабому на киношных супергероев Китаю. И мы вновь увидим сияющие американские улыбки на руинах Стены или верхом на драконе.

По любым китайским вопросам пишите на почту 15045064735@163.com

Роман Дикин
Все записи

Комментарии 4

  1. Макс Майборода:

    Ленивые футболисты уезжают в Китай. Никто из достойных, уважающих себя футболистов еще туда не уехал. Обычно едут ленивые бразильцы, которым кроме денег от футбола ничего не нужно.

    К сожалению китайская публика еще зреет для более серьезного кино, кроме экшна и шоу. Возможно через лет десять китайцы потихоньку начнут вдохновляться западной классикой. Ну не представляю я себе китайцев, которые восторжено обсуждают «Криминальное Чтиво» или «Бойцовский Клуб» (второй скорее будет запрещен к просмотру).

    • Пару лет назад на сайте, которого уже, к сожалению нет, мой знакомый (назовем его так) написал материал ЧинаМатограф (ссылка с архива, т.к. от сайта остался только остывающий кэш) http://web.archive.org/web/20140924175307/http://sinospaces.ru/blogs/44869/407/-

      Там довольно интересные цифры, сравнения и прочее. Бойцовский клуб тоже фигурирует. Он 12 в списке самых высокооцениваемых фильмов на китайском аналоге IMDb и Кинопоиска

      1. Побег из Шоушенка (1994) 9.6 (541 061)
      2. Леон (1994) 9.4 (510 800)
      3. Форрест Гамп (1994) 9.4 (458 972)
      4. Прощай, моя наложница (1993) 9.4 (364 510) (Китай)
      5. Начало (2010) 9.2 (611 066)
      6. Легенда о пианисте 9.2 (403 614)
      7. Жизнь прекрасна (1997) 9.5 (210 411)
      8. Три идиота (2009) 9.2 (430 637)
      9. Список Шиндлера (1993) 9.3 (239 800)
      10. Хористы (2004) 9.2 (290 837)
      11. Мой сосед Тоторо (1988) 9.1 (216 456)
      12. Бойцовский клуб (1999) 9 (272 903)

      • «Пару лет назад на сайте, которого уже, к сожалению нет, мой знакомый (назовем его так) написал материал ЧинаМатограф»

        Эту публикацию мы кстати можем вернуть, это проект Компота в прошлом.

        «Ну не представляю я себе китайцев, которые восторжено обсуждают «Криминальное Чтиво» или «Бойцовский Клуб» (второй скорее будет запрещен к просмотру).» — такое кино больше не снимают, это уже история и классика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, напишите ваше имя.
Пожалуйста, напишите ваш email.

четыре × 3 =

Пожалуйста, напишите комментарий.