Технологии и Инновации

Особо опасные военные самолеты, которыми гордится Китай

В прошлом Китайская Народная Республика получала значительную часть своей тяжёлой военной техники из Советского Союза. Ныне Китай как один из крупнейших игроков на мировой военной арене опирается на собственные мощности по производству модернизированного вооружения. Несмотря на то, что технологии кое-где уступают американским, военные самолёты Китая впечатляют и заслуживают рассмотрения. Представляем самые важные и новейшие машины в китайском воздушном флоте.

Chengdu J-10

Это Чэнду J-10 – всепогодный многоцелевой истребитель и «рабочая лошадка» военно-воздушных сил Китая. Все 400 ныне действующих «Стремительных драконов» были произведены компанией Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG) в Китае при участии российских специалистов и с использованием узлов российского же производства. Этот J-10 пилотирует экипаж из двух человек, но есть и одноместный вариант под названием J-10A.

Китайский истребитель Чэнду J-10. Фото via cnet.com

На J-10 есть 11 фиксированных точек подвески: шесть под крыльями и пять под фюзеляжем. К ним могут крепиться ракеты класса «воздух-воздух» и «земля-воздух» или наружные топливные баки для увеличения дальности полёта. Самолёты J-10 также вооружены управляемыми со спутника бомбами с лазерным наведением. Прообразом двухствольной 23-миллиметровой пушки, установленной на J-10, является ГШ-23, которая впервые была разработана в Советском Союзе в 1965 году Грязевым и Шипуновым.

Практический потолок J-10 составляет 18 тыс. метров, его максимальная скорость – 2,2 Маха (свыше 2700 км/ч), что ставит его в один ряд с самыми быстрыми истребителями, кроме самолётов ВВС США.

Юй Сюй – первая китайская женщина-пилот J-10

В июле 2012 года командир лётного эскадрона Юй Сюй прославилась на всю страну как первая женщина-пилот самолёта J-10. Ещё более знаменита она стала как член демонстрационной команды «1 августа» – «китайского ответа» авиационной группе высшего пилотажа «Голубые ангелы» ВВС США.

Юй Сюй – первая китаянка-пилот истребителя J-10. Фото via cnet.com

Гибель Юй Сюй стала национальной трагедией. Это случилось 12 ноября 2016 года в результате аварии на тренировке, когда пилотируемый ею J-10 столкнулся с другим самолётом. Местные СМИ провозгласили её китайской героиней.

Истребитель четвёртого поколения Shenyang J-11

Шэньян J-11B – это китайский истребитель четвёртого поколения, который был продемонстрирован на проходящем раз в два года авиашоу в Чанчуне. Он рассматривается как конкурент самолётов F-15 и F-16, которые находятся на вооружении ВВС США. Для военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (НОАК) было построено 253 этих самолёта.

Читайте:  ВВС Китая приглашают гостей

Несмотря на то, что США и Китай никогда не находились в состоянии войны, у американских военных лётчиков происходил ряд стычек с этими военными самолётами. Так, в августе 2014 года реактивные J-11 перехватили самолёт-разведчик P-8 ВМС США над Южно-Китайским морем. По данным военных докладов, летательные машины прошли очень близко друг от друга, и «китаец» показал своё днище. Американское министерство обороны интерпретировали манёвр как демонстрацию вооружения самолёта.

На этом снимке J-11 стреляет ракетой класса «земля-воздух» по условной наземной цели над Южно-Китайским морем во время учений в июле 2016 года. Фото via cnet.com

J-11 несёт грозный арсенал китайского и российского оружия. У него есть основная 30-миллиметровая пушка Грязева-Шипунова (ГШ-30-1) и 10 фиксированных точек для переноса ракет. Самолёт также может сбрасывать кассетные бомбы.

Первый палубный истребитель Китая

Это Шэньян J-15 – первая попытка Китая построить палубный истребитель. Самолёт совершил свой пробный вылет в мае 2010 года. Его длина составляет 22 метра, размах крыльев – 14,7 метров (7,4 метра в сложенном состоянии, как на фото ниже).

Китайские СМИ буквально лопаются от гордости за новые J-15, но международные военные аналитики не разделяют этого энтузиазма. Самолёт может взлететь с помощью трамплина, как, например, на первом в истории китайском авианосце «Ляонин» (CV-16).

Палубный истребитель Шэньян J-15. Фото via cnet.com

Ограничения по весу на взлёте сокращают количество и размер оружия, которое может нести машина, в сравнении с конкурирующими самолётами. А мощность двигателей, скопированных с российского прототипа, ниже, чем у американских F-35s.

Первый китайский авианосец

305-метровый боеспособный «Ляонин» берёт на борт 24 многоцелевых истребителя J-15 – менее половины того количества, которое переносят американские авианосцы. Отсутствие стартовой катапульты, как у американцев, вынуждает использовать палубный трамплин. При этом самолётам требуется больше топлива на взлёте, а их максимальный вес ограничен.

Кроме того, быстроходность «Ляонина» ниже, чем у американских авианосцев типа «Нимиц». По сообщениям Центра стратегических и международных исследований, максимальная скорость корабля – всего около 20 узлов (37 километров в час) из-за «плохой конструкции и технической оснащённости» его силовой установки советского производства.

Читайте:  В Китае построили автомобиль, управляемый силой мысли

Китайский авианосец «Ляонин» совершает тренировочный выход в море. Фото AP Photo / Xinhua, Li Tang

J-15: дешёвая подделка?

Китайский J-15 – на самом деле не очень качественная копия российского палубного истребителя Су-33. Военно-воздушные силы Китая вели переговоры о покупке в России самолётов Су-33, но планы сорвались в 2006 году, когда выяснилось, что китайский J-11 скопирован с машины Су-27, которую Россия продала стране ранее.

J-20: первый стелс-истребитель Китая

Чэнду J-20 – новейший китайский военный стелс-истребитель пятого поколения, возможно, один из самых впечатляющих в этой стране. Он был введён в эксплуатацию 12 декабря 2016 года, что вывело Китай на третье место в мире как страну, производящую собственные истребители стелс (первые две – Россия и США). Как написал главный редактор китайского журнала «Мировые военные вопросы», самолёт способен атаковать большие надводные корабли, например, авианосцы.

Фото с 11-й Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставки в Чжухае демонстрирует днище нового истребителя J-20. Фото via cnet.com

Конструкция стелс значительно снижает вероятность обнаружения радарами. Передняя часть J-20 снабжена маленькими крыльями в форме утиных, что помогает пилоту сохранять контроль и улучшает сверхзвуковые характеристики. Максимальная скорость самолёта – 1,7 Маха (2100 км/час). Предполагаемая стоимость постройки каждой машины – 110 млн долларов США.

Есть множество предположений, что для создания собственного стелс-истребителя Китай использовал информацию, украденную у США.

J-31 – следующий стелс-истребитель Китая

J-20 не единственный стелс-истребитель производства КНР. Корпорация авиационной промышленности создаёт многоцелевой истребитель J-31, который рекламируется как прямой конкурент американского F-35 Lightning II.

Этот самолёт, который прозвали «Соколом», будет в основном продаваться в страны, которым запрещено приобретать F-35. При этом собственные военно-воздушные силы Китая ещё не решили, будут ли покупать эти машины. Это породило слухи о том, что качество истребителя хуже ожидаемого.

Китайский многоцелевой стелс-истребитель нового поколения J-31. Фото via cnet.com

Тем не менее, J-31 – возможно, самый передовой китайский самолёт. Первые полёты запланированы на 2019 год. Он будет оборудован нашлемными прицелами, голографическими экранами в кабинах и высокотехнологичным покрытием стелс. Самолёт способен развивать скорость 1,8 Маха или 2200 километров в час.

Читайте:  Первый китайский стартап, сорвавший $1млн на Kickstarter
JH-7: «Летучая камбала»

Сиань JH-7, который в НАТО называют «Камбалой», – построенный в Китае двухместный истребитель-бомбардировщик. Пожалуй, один из самых испытанных военных самолётов в стране. Его максимальная скорость – 1,75 Маха (1806 километров в час) и боевой радиус около 1770 километров.

JH-7 был введён в эксплуатацию в середине 1990-х годов. JH-7A, переработанный вариант с более лёгкой и укреплённой авиационной конструкцией, вышел в 2004 году. Сейчас разработана версия JH-7B с новой системой авионики и более современным вооружением.

На этом фото одна из женщин-пилотов НОАК управляет бомбардировщиком JH-7 во время тренировочного полёта над Китаем. Фото via cnet.com

JH-7 снабжён 23-миллиметровой автопушкой с двойным стволом ГШ-23L, заряженной 300 патронами, и девятью фиксированными точками подвески. Они способны нести ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля», противокорабельные и антирадиационные ракеты. И его статус истребителя-бомбардировщика подразумевает вооружение бомбами с лазерным наведением, управляемыми со спутника.

H-6K – зловещий новый бомбардировщик Китая

Никакой рассказ о новых китайских военных самолётах не был бы полным без упоминания бомбардировщиков Н-6К. Это сильно модифицированная версия старшей китайской машины H-6, которая в свою очередь является лицензированным вариантом советского Ту-16. Самолёт поступил на вооружение в октябре 2009 года, что сделало Китай четвертой страной со стратегическими бомбардировщиками собственного производства.

Этот скриншот 2015 года с китайского ТВ показывает президента Си Цзиньпина в кабине H-6K. У самолёта стеклянная кабина, по меньшей мере пять многофункциональных дисплеев и катапультируемые места для экипажа из четырёх человек. Фото via cnet.com

Этот самолёт несёт много бомб! H-6K загружается среди прочего и противокорабельными ракетами, но его главная задача – сбрасывание бомб. Каждый бомбардировщик способен нести свыше 9 тысяч килограммов оружия свободного падения. Кроме того, он способен нанести ядерный удар. Именно H-6 использовался для испытания ядерного оружия на территории Лобнор в Китае.

Секреты большинства новых самолётов Китай тщательно охраняет, показывая лишь небольшую часть во время авиашоу.

KJ-2000 – ключевой китайский радарный щит

Этот странный летательный аппарат – KJ-2000, авиационный комплекс радиообнаружения и наведения. Самолёт, которому НАТО дал кодовое имя Mainring, оснащён мощными 360-градусными радиолокационными системами, способными отслеживать корабли и другие самолёты на большом расстоянии (около 470 километров). KJ-2000 может «видеть» 100 целей одновременно.

KJ-2000 ночью. Фото via cnet.com

Комплексы KJ-2000 наряду с некоторыми другими самолётами ВВС НОАК недавно участвовали в плановых учениях «Красный меч 2016», цель которых – повышение боеспособности войск. Максимальная скорость самолёта – 850 км/ч, а дальность полёта – 5470 км. В настоящее время на вооружении китайских ВВС насчитывается пять машин.

Адаптированный перевод. Источник


Хотите что-то добавить?

Send this to a friend

Подписывайтесь на наши обновления
Дорогой читатель, мы рады предложить тебе подписку на новые статьи. Мы вкладываем в наш проект частичку себя и будем рады делиться с тобой только интересной и актуальной информацией
  мы не рассылаем спам
и никому не передаем ваши данные.
Пожалуйста, проверьте Вашу почту и подтвердите подписку
Благодарим, что подписались на обновления ЛАОВАЙРУ!
  мы не рассылаем спам
и никому не передаем ваши данные.
Подписывайтесь на наши обновления
Дорогой читатель, мы рады предложить тебе подписку на новые статьи. Мы вкладываем в наш проект частичку себя и будем рады делиться с тобой только интересной и актуальной информацией
  мы не рассылаем спам
и никому не передаем ваши данные.