Последний оплот Мао: что скрывает фасад коммунистического посёлка
Там каждая семья получает квартиру, каждому ребёнку доступно образование и абсолютно всем – медицинские услуги. Бесплатно. Там широкие и чистые проспекты, пять парков и большой бассейн. Нет, это не рай. У этого места есть вполне конкретное название – посёлок Наньцзе в Китае. Однако там не всё так сказочно, как может показаться.
Это рассказ о заветах Мао, «духе дурака», изобретении вечного двигателя и о том, почему никто в Поднебесной не желает перенимать образ жизни «последней маоистской деревни».
И портрет, и часы, и завет…
Несколько десятилетий назад практически в любом китайском доме висел портрет председателя Мао. Сегодня это большая редкость – только если вам не посчастливилось жить в Наньцзе. Изображение Мао, расплывшегося в улыбке на фоне сияющего солнца, – атрибут любого жилища в посёлке. Иметь портрет обязательно, так решил местный комитет. Каждый плакат — это ещё электронный календарь и часы.
Справа от лика написано: «Мао Цзэдун – человек, а не бог». Вполне справедливо, но слева значится: «Заветы Мао Цзэдуна выше любого бога». Жителям Наньцзе привычен этот специфический девиз не только потому, что они видят его везде, но и потому, что это – направляющий и указующий лозунг их жизни.
В начале 80-х пока другие регионы Китая проходили через реформы и открытость, учась рыночной экономике, посёлок Наньцзе оставался коллективным приверженцем маоизма. И какое-то время его семимильным шагам к общему счастью аплодировала вся страна.
Утопический мир
Наньцзе – это маленькое поселение, отбрасывающее большую тень. Оно находится примерно в 800 км к юго-западу от Пекина, в провинции Хэнань, занимает лишь 1,78 квадратных километров и насчитывает 3 тыс. 400 жителей. К западу от посёлка проходит национальное шоссе № 107, которое отделяет его от остальной части оживлённого уезда Линьин. На одной стороне дороги можно наблюдать типичный пейзаж маленького третьеразрядного городка: грязные улицы с торговцами-зазывалами, небольшие подозрительного вида магазины и парикмахерские, где молодые женщины зарабатывают, кажется, вовсе не ножницами и расчёской.
Совершенно иной мир является вам на противоположной стороне трассы. Широкий и ухоженный Коммунистический бульвар выглядит как дорога между прошлым и будущим. Везде чистота и в воздухе витает дух ностальгии. Крепкие здания из 1990-х годов выстроились в ряд, между комплексами растянуты красные лозунги, агитационные плакаты развешаны на стенах и бигбордах.
Сердцем деревни является площадь Красный Восток, где мраморную статую Мао Цзэдуна денно и нощно охраняет пара караульных. Позади памятника расположились портреты «большой четвёрки» – Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, – а постоянным звуковым фоном служит закольцованная речь Великого кормчего. Площадь можно сравнить с церковью на Западе: тут не только принимают в партию новых членов, но и приносят брачные обеты во время общей церемонии в День образования КНР. В качестве свадебных подарков молодожёны получают избранные труды Мао Цзэдуна.
Ежегодно свыше полумиллиона туристов со всей страны и из-за границы приезжают, чтобы полюбоваться «красной культурой» посёлка и образом жизни, который многие называют «райским». Жители Наньцзе имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, жильё, электричество, воду и газ. Каждая семья получает мебель и бытовую технику. С момента рождения ребёнка община оплачивает всё образование – от детского сада до института или даже аспирантуры. Для тех, кто провалил вступительные экзамены, в деревне есть профтехучилище. Любой может устроиться на работу на одно из 26-ти предприятий, находящихся в коллективной собственности. В то время как внешний мир борется с ростом цен на недвижимость, медицинские услуги и против сокращения рабочих мест, «левая утопия» Наньцзе процветает.
На первый взгляд.
Кадры 250 и другие зарплаты
Все достижения 62-летний секретарь парткома сельсовета Ван Хунбинь объясняет приверженностью маоизму: «На протяжении десятилетий мы были верны Заветам Мао Цзэдуна. В результате коллективная экономика развивается, и в ближайшем будущем нас ждёт всеобщее благоденствие».
Несмотря на заявления Вана, не всё так просто. Конечно, песни вроде «Красного Востока» и «Социализм – хорошо» тут транслируются ежедневно. Но главное не это, а то, что тут называют «духом дурака». Того дурака, который печётся в первую очередь не о личном благе, а о коллективном. А местным жителям нужен такой дух, чтобы примириться с зарплатами, которые составляют лишь несколько сот юаней независимо от производительности их труда.
Начальник управления образования Наньцзе Шэн Ганьюй поясняет: жители получают на руки лишь 30% заработка. Остальное уходит на жильё, образование, продовольственные талоны и ваучеры, которые можно отоварить на рынке. А у членов поссовета и руководителей предприятий зарплаты и вовсе по 250 юаней, и они не пользуются дополнительными благами. «Это жест преданности коллективу. Мы называем себя «кадры 250» и беззаветно служим народу», – сказал чиновник.
«Этого совершенно недостаточно! – возражает сотрудник одной из местных компаний. – Мы получаем талоны только на муку, паровой хлеб и лапшу; ваучеров не хватает, и остальное мы должны покупать за деньги, как и везде».
Хотя этот человек занимается продажами, зарплату получает фиксированную – несколько сотен юаней. Те, кого это не устраивает, уезжают.

Жительница Наньцзе показывает свою социальную карточку, по которой она покупает воду в местном магазине. Фото: sf.co.ua
Впрочем, если кто-то хочет вырваться из Наньцзе, то кто-то хочет и попасть туда. Сейчас на поселковых предприятиях работают более 10 тысяч «пришлых», а это примерно в три раза больше количества местных жителей. Их зарплата выше (и то лишь тысяча – две юаней), но они не получают других преимуществ.
Что касается зарплаты в 250 юаней у поселкового руководства, то это давно уже просто лозунг. В 2003 году директор Ван Чжинчон умер от сердечного приступа. В его кабинете, якобы, нашли не меньше 20 миллионов юаней наличными. Местные жители на похоронах рассказали журналисту из Southern Metropolis Daily, что несколько женщин с малыми детьми объявили, будто были любовницами председателя, заимели от него внебрачных детей и требовали своей доли. Впрочем, Ван Хунбинь позже заявил, что в сейфе было найдено только 30 тысяч наличных.
И, несмотря на подозрения, есть и те, кто верит в «кадры 250». В 2007 году Ли На, дочь Мао Цзэдуна, пожертвовала 100 тысяч юаней на улучшение условий жизни руководителей Наньцзе. Идеалы – это прекрасно, но деньги не помешают.
Вечный двигатель
Наньцзе гордится своей репутацией «красного посёлка на сто миллионов». В начале 90-х руководство заявило, что ежегодное производство товаров и услуг здесь составляет более миллиарда юаней и населённый пункт развивается быстрее, чем особые экономические зоны, например, Шэньчжэнь. 25 лет назад Ван Хунбинь объявил, что банки и правительственные фонды готовы выделить миллионы юаней на строительство «модели Наньцзе». Он был прав. В начале реформ маоизм стал «островком безопасности» в море капиталистических тревог, что принесло посёлку огромные суммы банковских займов и правительственного финансирования. Наньцзе начал процветать.
Опираясь на кредиты, посёлок не ограничился лишь строительством заводов и созданием компаний. Помимо одинаковых жилых домов здесь появились превосходные общественные места: пять парковых зон, зоопарк, небольшая искусственная гора с мостиками через ров, мечеть для мусульман народа хуэй, которые составляют 10% населения, а также большой бассейн. Неплохо для населённого пункта, где живёт чуть более трёх тысяч человек. Ван стал выдающимся членом партии в провинции Хэнань и неоднократно избирался во Всекитайское народное собрание.
Неизвестно, чем руководствовался Ван Хунбинь, но в 1999 году (несмотря на возражения многих членов поссовета), он решил профинансировать создание вечного двигателя. Спустя несколько месяцев машина была «готова» и для испытаний купили три новых «Ауди». С них сняли «родные» двигатели и установили магический аппарат. Как можно себе представить, ничего не случилось, и 20 миллионов юаней были потрачены впустую. Лишь четыре года спустя он признал, что стал жертвой шарлатанов и принёс извинения. Местные жители простили своего любимого председателя и не стали судить его за растрату.
Конец сказки
Молочные реки и кисельные берега закончились, когда пришло время платить по кредитам. Всё, что было построено в Наньцзе, подпитывалось финансированием извне, и теперь посёлок должен банкам столько денег, что не в силах заплатить проценты. В ходе исследования, проведённого социологом Фэн Шичжэнь из университета Жэньминь, обнаружилось, что рост производства в Наньцзе коррелировался именно с банковскими займами, уровень которых был критически выше прибыли. В 1998 году это соотношение составляло почти семь к одному.
«Стремительный рост Наньцзе является результатом банковского кредитования, а не самостоятельного производства, – пояснил Фэн. – Это типичный случай высоких темпов роста, но низкой эффективности».
Позже, когда государственные коммерческие банки прошли через преобразования и превратились в акционерные предприятия, Наньцзе попал в «чёрные списки» будущих заёмщиков – из-за своей печальной кредитной истории. Сейчас деревня утверждает, что снизила свой долг до 400 миллионов юаней. Последний оплот маоизма пытаться погасить каждую копейку.
Большинство обитателей Наньцзе живут повседневной жизнью, не особо жалуясь. Но это не значит, что они не знают о диссонансе, в котором живут. Будучи не в состоянии изменить внешние обстоятельства, люди пытаются с ними смириться. Чжан Вэньцзянь, 58-летний сотрудник местного супермаркета, доволен своей судьбой: его зарплата невысока, но денег достаточно.
«В мире нет равенства, – рассуждает он. – Так что нет смысла делать сравнения с кем-то ещё. У меня есть работа, еда на столе и крыша над головой. Это всё, что нужно».
И если это всё, что означает коммунизм в Наньцзе, тогда посёлок действительно живёт как в сказке.
По материалам The World of Chinese
Наша страница в WeChat sinocomclub