Провал «Великой стены» неизбежен, или почему Китай и Голливуд лучше не смешивать
Несмотря на серьезную раскрутку, фильм смазал дебют, заняв лишь третью строчку в списке самых кассовых «новичков» 2016 года. Сборы за первый уик-энд составили $67 млн, что даже меньше стартовой кассы прошлогоднего предрождественского дебютанта «Моджин». Критики разнесли ленту в пух и прах еще до ее выхода, что не добавляет оптимизма прокатчикам.

Актер Мэтт Дэймон и режиссер Чжан Имоу
Даже лицо Мэтта Дэймона на постере не спасло положение. К слову, по подсчетам билетного портала, Лу Хань, оказавшийся на подтанцовке у Дэймона, смог привлечь своим участием в проекте в пять раз больше зрителей, чем голливудский суперстар.
По задумке амбициозных продюсеров, фильм должен был выступить первой успешной ласточкой американо-китайского сотрудничества и сорвать кассу в китайском прокате, втором по значимости в мире. Ван Цзяньлинь, владелец продюсерской студии, участвовавшей в создании «Великой стены», откровенно заявил: «Больше китайских лиц – больше профита».
Минус такого подхода в том, что насаждение «китайских элементов» воспринимается публикой как «подлизывание» азиатскому рынку. Околокиношные издания высмеяли последние чрезмерно усердные попытки Голливуда во что бы то ни стало пропихнуть в ленты китайских актеров («Трансформеры: Эпоха истребления» и «День независимости: Возрождение» тому примеры), чтобы заинтересовать кинорынок Поднебесной.
Основной поток критики, обрушившейся на «Великую стену», песочил режущие глаз культурные ляпы и несоответствия. Так, в одной сцене женщины играют на барабанах, а в следующей неуклюже пытаются изобразить традиционную народную оперу.
«В фильме Китай предстал как набор избитых штампов: фонари, древние китайские доспехи, стена…» – отозвался недовольный зритель. Также всплыло мнение, что самый почитаемый китайский актер Чжан Ханьюй присутствием в «Великой стене» загубил себе карьеру.
Самый смак в том, что зарубежные блокбастеры хорошо идут в китайском прокате. На их долю пришлось 38% кассовых сборов в 2015 году. Это несмотря на то, что правительство КНР допускает к прокату в кинотеатрах лишь 34 «избранных» иностранных фильма в год. Картины домашнего производства тоже пользуются спросом и на ура встречаются китайским зрителем.
Для китайцев не важно, где снимали фильм, им важна «начинка».
Единственный приемлемый путь сотрудничества Голливуда с Китаем – отказ от нелепых копродукций и открытие в Китае собственного филиала-студии для подготовки молодых китайских режиссёров и сценаристов. Так поступила кинокомпания DreamWorks, открывшая в 2012 году при помощи китайских партнеров студию Oriental DreamWorks, чья «Кунг-Фу Панда – 3» стала хитом.
Надо бы разделять факты и мнения. В первый свой уикенд Стена была первой по сборам, она прогнозируемо опустилась на третье место во 2-й уикенд после выхода The railroad tigers и See you tomorrow, оба этих фильма, кстати, тоже собрали негативную критику, на порталах моуянь и доубань они зарейтингованы ниже Стены. В любом случае, из-за разницы во времени выхода сравнение по второму уикенду — это классический вариант попы и пальца. Безоговорочно называть провалом фильм, собравший за 2 уикенда 120 млн долл при бюджете в 135 млн — это не шарить в арифметике чуть менее, чем полностью