Самые поучительные стартап-провалы Китая 2016
Metao: никогда не пытайся переплюнуть гиганта
Се Вэньбинь основал Metao в 2014 году в период бума китайской e-commerce на международной арене. Изначального роста компания добилась, будучи С2С платформой (代购, люди или организации, которые делают покупки за рубежом с доставкой в Китай).
Из-за таких проблем С2С, как низкая рентабельность и длительный срок доставки вплоть до отсутствия местных товарных складов, пекинский стартап стал e-commerce В2С-платформой в середине 2014-го, дабы сфокусироваться на корейских товарах. Как бы то ни было, это привело его к прямой конкуренции с тяжеловесами типа JD.com и Tmall.
Metao добилась кратковременного скачка роста после значительных инвестиций в рекламу и лавины скидок для привлечения клиентов. Но война цен с тяжеловесными гигантами e-commerce заранее обречена на провал.
Второй раунд закончился в конце 2014-го, но компания так и не перешла к третьему и, в конце концов, закрылась в середине 2016 года. Основатель стартапа был убежден, что и раунд в миллион долларов не помог бы Metao поспеть за гигантами e-commerce.
Shenqibuy: то что ты крутой, еще не означает, что ты умеешь вести дела
Это могла бы быть легендарная история о том, как подрастающее поколение рожденных в поздние 90-е и исключенных из старшей школы предпринимателей Китая воплощает в жизнь свои стартап-мечты. К сожалению, на деле вышло очередное фиаско.
Компания ShenQi была основана в сентябре 2015 года. Это была e-commerce платформа нацеленная на поколение поздних 90-х, которая продавала снеки, канцтовары, рюкзаки, аниме-игрушки и другой популярный у подростков хлам. Компания привлекла внимание общественности после того, как ее основательница-подросток Ван Кайсинь представила проект известным инвесторам на 我是独角兽 (I am a Unicorn на англ.) — телешоу для представления демо-версии стартапа.
После шоу стартап добился инвестиций в 20 млн юаней ($3 млн) во главе с Matrix Partners China при участии ZhenFund и Inno Valley.
Местные СМИ в мае прошлого года обвинили CEO в фабрикации данных и растрате инвестиций на личные нужды. Недавно в одном из интервью Wang пришлось защищаться от обвинений, но в итоге она признала, что именно плохое управление стало основной причиной продажи компании Shenzhen Big Bang Tech Co Ltd и закрытия веб-сайта.
Dakele: не строй свой бизнес по устаревшей модели
Dakele (大可乐 or Big Coke на англ.) вступила в ряды китайских брендов смартфонов, подражающих Xiaomi, в июне 2012 года. Компания разрабатывала бюджетные смартфоны для розничной торговли ценой меньше тысячи юаней (153 $). У нее были большие экраны и собственная операционная система Klee Ul.
Преимуществами Dakele, как у большинства китайских смартфонов, была низкая цена и достойные характеристики. Эта стратегия некогда принесла успех Xiaomi, однако в условиях современного рынка и нарастающей конкуренции метод потерял свое очарование.
Производитель смартфона оказался не в состоянии приспособиться к изменяющимся условиям рынка и временно прекратил свой бизнес в марте прошлого года.
Pengpai Car: сперва убедись, что умеешь делать деньги
Бизнес-модель О2О превратилась в Китае в настоящую манию и захватила все сферы услуг, от доставки еды до маникюра. И авто-индустрия не стала исключением.
Pengpai Car была онлайн-платформой, где пользователи могли заказать мойку машины и техобслуживание. Компания следовала по пути развития, популярному среди многих О2О компаний: привлекала клиентов, предоставляя субсидии и зарабатывая на своих пользователях предоставлением платных услуг.
Pengpai Car быстро завлекала пользователей, предоставляя бюджетные услуги в виде мойки машин за 9.9 юаней. Компания работала в 22 городах Китая. Казалось, под ее контролем 75% всей сферы автомобильных услуг страны.
Как бы то ни было, стартапу так и не удалось полностью превратить свою базу пользователей в источник прибыли. Коэффициент конверсии клиентов Pengpai Car по сравнению с предприятиями старого образца (техобслуживание, страховка и службы дорожного спасения) на деле оказался цифрами. Компания объявила о прекращении услуг в WeChat в апреле 2016 года.
Pengpai Car подняла 10 млн юаней в 2014 году. Раунд В с инвестициями в $18 млн завершился в 2015 году при оценке в $600 млн.
Ли Сян, основатель автопортала Autohome и сооснователь производства электрокаров NextEv, однажды высказал свое мнение об О2О индустрии техобслуживания автомобилей:
«Ни сервис автомойки по требованию, ни бизнес техобслуживания авто по требованию не имеют никакого смысла. Безумие делать ставку на дорогие услуги, пока вы теряете деньги на основном предприятии — мойке машин. Большинство сервисов обслуживания в автомобильной индустрии по природе своей низкочастотные. В этом секторе априори крайне сложно привлекать пользователей и предлагать услуги».