Самые современные методы борьбы с подделками на примере Alibaba
Последняя инициатива интернет-гиганта в схватке с контрафактом – использование цифровых технологий для мониторинга и выявления фальсификата.
В ходе полицейской операции «Облачный Меч», основанной на данных, переданных Alibaba органами правопорядка провинции Чжэцзян, было ликвидировано 417 контрафактных производств, задержано 332 подозреваемых и конфисковано товаров на общую сумму 205 миллионов долларов.
Для закрепления успеха границы действия операции будут расширены на другие регионы Китая, пораженные контрафактной лихорадкой: Шанхай, Аньхой, Цзянси и Цзянсу. Масштабная операция будет носить название «Альянс Облачного Меча».
Как «большие данные» применяются в борьбе с контрафактом
Специальный AI бот Alibaba безостановочно мониторит дочерние площадки компании Taobao и 1688, выявляя поддельные товары. Оперируя шестьюстами (600, Карл!) аналитическими моделями, он в реальном времени «разбирает по косточкам» всех продавцов и их товарную номенклатуру по множеству параметров (описание товара, отзывы покупателей и т.д.). Каждый новый товар, попадающий в систему, проходит через его жернова. Сам процесс сканирования и анализа занимает 30 миллисекунд.
Под «всевидящее око» также попадают сопутствующие данные: поведение и отзывы пользователей, поступление платежей, логистика и доставка. Любые аномалии и подозрения ставят крест на продавце.
Оптическое распознавание символов
OCR – производственные технологии текстового анализа и распознавания текстовой информации на изображениях. Яркий пример: нечестный продавец выставляет цену лота в 100 тысяч юаней, а на картинке товара указывает другую (как правило, в разы меньшую) стоимость. Оригинальность такого продукта вызывает большие сомнения.
Возможности текстового анализа на полную катушку используются при исследовании семантики и синтаксиса. Алгоритм распознавания изображений позволяет Alibaba идентифицировать несоответствия в брендовых логотипах и торговых марках, то бишь потенциальный фальсификат.
Компьютерное осмысление
Технология определения контрафакта способна самоулучшаться. Данные оффлайновых расследований усваиваются системой, усиливая ее способности по обнаружению и выслеживанию поддельных товаров. С каждым днем петля на шее торговцев «самопальной» продукцией затягивается сильнее.
Вопрос жизни и смерти для Alibaba
Цель компании, по словам ее главы Джека Ма, получать львиную долю прибыли из-за рубежа. Это крайне оптимистично, если учесть, что год назад доля составляла лишь 4 жалких процента.
Вдобавок к головной боли по расширению бизнеса, функционерам Alibaba выпала тяжелая участь возрождать доброе имя одного из самых проверенных и ответственных участников рынка. Вскоре после вступления компании в «Международную коалицию по борьбе с контрафактом» ее членство было приостановлено в связи с многочисленными жалобами на нечестную торговлю от именитых брендов, таких как Tiffany, Michael Kors и Gucci. Американская ассоциация производителей одежды и обуви подлила масла в огонь, окрестив Alibaba «рынком с душком».
Для урегулирования осложнений компания в 2015 году основала Департамент управления платформами и вбухала в него за год 1 млрд юаней. За недолгий срок существования департамент, штат которого насчитывает 2 тысячи сотрудников, удалил с торговых площадок 120 миллионов подозрительных продуктов.
На другом фронте Alibaba дает бой мошенническим явлениям, паразитирующим на ее платформах, таким как клик-фермы.
«С нашими технологиями мы обязаны выявлять и выслеживать контрафакт при его выходе на интернет-рынки. Мы не остановимся, пока не предадим всех причастных в руки правосудия», – заявил директор департамента Джесси Чэн.
Несмотря на впечатляющие цифры полицейских отчетов, доля контрафактной продукции на рынках Китая остается огромной.
В обращении к инвесторам Джек Ма посетовал: «Поддельный продукт не уступает по качеству и выгоднее по цене, чем оригинальный. Подделку от оригинала отличает лишь отсутствие лейбла».
Борьба с контрафактом в Китае, на которую отныне Alibaba бросает все силы, обещает быть долгой и кровопролитной и потребует модернизации всей отрасли торговли.