Технологии и Инновации Политика

Зачем Китай строит новый город в пустыне Омана

Никто не собирается делать из пыльной рыбацкой деревушки Дукм (Duqm) новый Дубай. Оман намерен лишь изменить её, построив за 10,7 млрд долларов совершенно новый, ориентированный на транзит, промышленный город на пустынном побережье Аравийского моря в 550 км к югу от Маската. Точнее, это хочет сделать Китай.

Год назад Оман заключил сделку и открыл двери для китайского консорциума. Который, как решили власти государства на Аравийском полуострове, должен совершить невероятное – создать новый бумтаун (быстрорастущий город). Построив с нуля десятки полномасштабных новых городов и полностью переделав множество уже существующих в собственной стране, китайские фирмы отправились по «Одному поясу и одному пути» (об этой концепции речь пойдёт ниже), чтобы возвести населённые пункты в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. В череде этих проектов Дукм стал одним из самых амбициозных.

Новая китайская программа в Оманской пустыне получила прагматичное наименование «индустриально-промышленный город Сино-Оман». Её цель заключается в превращении отдалённого и недоиспользованного морского порта на Ближнем Востоке в жизненно важный узел мировой торговли и производства. Ожидается, что на территории в 11 кв. километров в огромной особой экономической зоне Дукм появится не только интенсивно функционирующий порт, но и множество других мега-предприятий. Список включает нефтеперерабатывающий завод, многомиллиардный завод по производству метанола, гигантскую фабрику по выпуску оборудования для добычи солнечной энергии, завод по сборке автомобилей, участок по производству нефтегазового оборудования и предприятие по распределению сырья, куда вложат более ста миллионов долларов.

Китайские инвесторы слушают пояснения к проекту сухого дока, который должен быть построен в соответствии с экономическим соглашением в порту Дукм. Фото via Forbes

В дополнение к этому индустриальному кластеру промышленный город Сино-Оман станет домом для 25-ти тысяч человек. Здесь предполагается возвести школы, медицинские учреждения, офисные комплексы и развлекательные центры, в том числе потратить 200 миллионов долларов на оборудование пятизвёздочной туристической зоны.

Китайский консорциум обещал застроить 30% проектной площади всего за пять лет, а финансирование и строительные фирмы привлечь напрямую с материка.

Синдикат «Оман Ванфан», который вкладывает деньги, ноу-хау и рабочую силу в фундамент этого масштабного проекта, состоит из шести компаний. Большинство из них базируется в Нинся-Хуэйском автономном районе, где значительную часть населения составляют китайские мусульмане. Это обеспечивает культурную связь с Оманом и облегчает заключение сделок.

Но, в отличие от многих других китайских инвестиционных консорциумов, вышедших на зарубежный уровень, эти фирмы находятся в частных руках, а не являются коммерческими придатками государственных структур. Они утверждают, что не располагают правительственными средствами на отдельные проекты в Дукме. Однако это не означает, что у них нет поддержки Пекина. По общему мнению, официальные власти содействуют этому предприятию через свою Национальную комиссию по развитию и реформе, которая присутствует в проекте под странным названием «Верхний заграничный индустриальный парк» (Top Overseas Industrial Park).

Расположение города Дукм (Оман)

Свободная экономическая зона и порт в Дукм расположены на побережье Аравийского моря – между Оманским и Аденским заливами. Они удобно вписываются в лоно концепции «Один пояс и один путь». Это объединение проектов «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века», предложенное Китаем в 2010-х годах. Пекин хочет таким образом максимально использовать три морских маршрута между КНР, Европой и Африкой для развития множества собственных портов и других мегапроектов. Создав опорную точку в Дукме, Китай обеспечит надёжный проход своим поставкам энергии и товаров на всю территорию Ближнего Востока и Восточной Африки.

Вероятно не случайно и то, что 77,1% (в 2015 году) сырой нефти и конденсата из Омана было экспортировано в Китай.

Индустриально-промышленный город Сино-Оман – это лишь один из сети новых населённых пунктов, которые китайские фирмы сейчас строят вдоль сухопутных и морских маршрутов «Одного пояса и одного пути». В «пакет» также включены «финансовый город» Коломбо и Хамбантоту в Шри-Ланке, «лесной город» и «роботизированный город будущего» в Малайзии, крупный проект порта и особой экономической зоны в Абу-Даби, специальная экономическая зона Кяокпю стоимостью в 10 млрд долларов в Мьянме, а также крупномасштабные новые разработки в западных китайских городах, таких как Хоргос, Урумчи, Ланьчжоу и Сиань.

Благодаря своей инициативе «Один пояс и один путь» Китай стал главным партнёром стран, которые переживают три вида экономических преобразований.

  • Во-первых, это развивающиеся рынки, которые пытаются построить свою экономику, влиться в современную транспортную инфраструктуру, энергетическую и технологическую сферы.
  • Во-вторых, это застойные или откатившиеся назад развитые экономики – Греция, Испания и Великобритания, которая столкнулась с пока ещё туманными последствиями Брексита; им остро необходимы дополнительные источники экономического роста.
  • Третья группа – страны, зависящие от энергетических ресурсов, которые пытаются диверсифицировать свою экономику, чтобы обеспечить ей долгосрочную устойчивость. Оман входит в число таких государств наряду с Казахстаном и Азербайджаном, которые находятся в разгаре переходного периода третьего типа.

В настоящее время экономика Омана прочно увязла в добыче и продаже ископаемых ресурсов. На нефть и газ там приходится почти половина ВВП, 70% экспорта и 71% от общего объёма государственных доходов.

Эта «нефтегазовая игла» стала самым крупным риском для Омана. Нынешняя цель страны – развитие других секторов экономики, которые позволили бы к 2020 году вдвое сократить зависимость ВВП от ископаемого топлива. Правительство выделило около 106 млрд долларов на инвестиции в такие отрасли, как транспорт, туризм и недвижимость. Сейчас специалисты разрабатывают проекты новой железнодорожной сети, новых аэропортов, расширения морских портов и строительства городов вроде Дукма. Исследовательская фирма BMI прогнозирует, что, благодаря возведению Сино-Омана, строительная сфера страны к 2019 году удвоит темпы роста.

В особой экономической зоне Дукм будет построен нефтеперерабатывающий завод. Фото via timesofoman.com

Между прочим, Оман не обращался напрямую к Китаю со своими экономическими проблемами и не просил зарождающуюся сверхдержаву с востока финансировать его программу диверсификации. Как и Шри-Ланка в своё время, государство на Аравийском полуострове пыталось найти дополнительные инвестиции для своих крупных проектов в соседних странах, таких как Иран. Однако эти усилия были тщетны. Китай стал, возможно, единственной страной в мире с капиталом, политической волей и мотивом для осуществления таких долгосрочных и дорогостоящих проектов в области развития.

Прокладывая себе «Один пояс и один путь», Китай устраняет экономические проблемы в интересующих его странах денежными мешками и бульдозерами. В обмен на долгосрочные обязательства.

Новые портовые холдинги ещё крепче вплетают КНР в политическую и экономическую структуру мира. В обмен на кажущуюся иррациональность и завышенные суммы страна получает прочные позиции на международной арене, которые могут десятилетиями создавать новую геоэкономическую парадигму. Пока национальные лидеры загадочно улыбаются и говорят о «беспроигрышных» партнёрских отношениях, международные инфраструктурные проекты, такие как китайские морские разработки, выстраивают новые линии фронта 21-го века, где оружием являются экономические рычаги.

Никто не собирается делать из пыльной рыбацкой деревушки Дукм новый Дубай. Пока что.

Источник: Forbes. Главная иллюстрация: китайские инвесторы позируют на фоне территории, где будет построен индустриально-промышленный город Сино-Оман; фото via Forbes


Читайте:  Будущее наступило! Самолет на солнечных батареях пролетел больше 1000 километров и приземлился в Китае!

Хотите что-то добавить?

Send this to a friend

Подписывайтесь на наши обновления
Дорогой читатель, мы рады предложить тебе подписку на новые статьи. Мы вкладываем в наш проект частичку себя и будем рады делиться с тобой только интересной и актуальной информацией
  мы не рассылаем спам
и никому не передаем ваши данные.
Пожалуйста, проверьте Вашу почту и подтвердите подписку
Благодарим, что подписались на обновления ЛАОВАЙРУ!
  мы не рассылаем спам
и никому не передаем ваши данные.
Подписывайтесь на наши обновления
Дорогой читатель, мы рады предложить тебе подписку на новые статьи. Мы вкладываем в наш проект частичку себя и будем рады делиться с тобой только интересной и актуальной информацией
  мы не рассылаем спам
и никому не передаем ваши данные.