Зачем Китай строит новый город в пустыне Омана
Год назад Оман заключил сделку и открыл двери для китайского консорциума. Который, как решили власти государства на Аравийском полуострове, должен совершить невероятное – создать новый бумтаун (быстрорастущий город). Построив с нуля десятки полномасштабных новых городов и полностью переделав множество уже существующих в собственной стране, китайские фирмы отправились по «Одному поясу и одному пути» (об этой концепции речь пойдёт ниже), чтобы возвести населённые пункты в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. В череде этих проектов Дукм стал одним из самых амбициозных.
Новая китайская программа в Оманской пустыне получила прагматичное наименование «индустриально-промышленный город Сино-Оман». Её цель заключается в превращении отдалённого и недоиспользованного морского порта на Ближнем Востоке в жизненно важный узел мировой торговли и производства. Ожидается, что на территории в 11 кв. километров в огромной особой экономической зоне Дукм появится не только интенсивно функционирующий порт, но и множество других мега-предприятий. Список включает нефтеперерабатывающий завод, многомиллиардный завод по производству метанола, гигантскую фабрику по выпуску оборудования для добычи солнечной энергии, завод по сборке автомобилей, участок по производству нефтегазового оборудования и предприятие по распределению сырья, куда вложат более ста миллионов долларов.

Китайские инвесторы слушают пояснения к проекту сухого дока, который должен быть построен в соответствии с экономическим соглашением в порту Дукм. Фото via Forbes
В дополнение к этому индустриальному кластеру промышленный город Сино-Оман станет домом для 25-ти тысяч человек. Здесь предполагается возвести школы, медицинские учреждения, офисные комплексы и развлекательные центры, в том числе потратить 200 миллионов долларов на оборудование пятизвёздочной туристической зоны.
Китайский консорциум обещал застроить 30% проектной площади всего за пять лет, а финансирование и строительные фирмы привлечь напрямую с материка.
Синдикат «Оман Ванфан», который вкладывает деньги, ноу-хау и рабочую силу в фундамент этого масштабного проекта, состоит из шести компаний. Большинство из них базируется в Нинся-Хуэйском автономном районе, где значительную часть населения составляют китайские мусульмане. Это обеспечивает культурную связь с Оманом и облегчает заключение сделок.
Но, в отличие от многих других китайских инвестиционных консорциумов, вышедших на зарубежный уровень, эти фирмы находятся в частных руках, а не являются коммерческими придатками государственных структур. Они утверждают, что не располагают правительственными средствами на отдельные проекты в Дукме. Однако это не означает, что у них нет поддержки Пекина. По общему мнению, официальные власти содействуют этому предприятию через свою Национальную комиссию по развитию и реформе, которая присутствует в проекте под странным названием «Верхний заграничный индустриальный парк» (Top Overseas Industrial Park).

Расположение города Дукм (Оман)
Свободная экономическая зона и порт в Дукм расположены на побережье Аравийского моря – между Оманским и Аденским заливами. Они удобно вписываются в лоно концепции «Один пояс и один путь». Это объединение проектов «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века», предложенное Китаем в 2010-х годах. Пекин хочет таким образом максимально использовать три морских маршрута между КНР, Европой и Африкой для развития множества собственных портов и других мегапроектов. Создав опорную точку в Дукме, Китай обеспечит надёжный проход своим поставкам энергии и товаров на всю территорию Ближнего Востока и Восточной Африки.
Вероятно не случайно и то, что 77,1% (в 2015 году) сырой нефти и конденсата из Омана было экспортировано в Китай.
Индустриально-промышленный город Сино-Оман – это лишь один из сети новых населённых пунктов, которые китайские фирмы сейчас строят вдоль сухопутных и морских маршрутов «Одного пояса и одного пути». В «пакет» также включены «финансовый город» Коломбо и Хамбантоту в Шри-Ланке, «лесной город» и «роботизированный город будущего» в Малайзии, крупный проект порта и особой экономической зоны в Абу-Даби, специальная экономическая зона Кяокпю стоимостью в 10 млрд долларов в Мьянме, а также крупномасштабные новые разработки в западных китайских городах, таких как Хоргос, Урумчи, Ланьчжоу и Сиань.
Благодаря своей инициативе «Один пояс и один путь» Китай стал главным партнёром стран, которые переживают три вида экономических преобразований.
- Во-первых, это развивающиеся рынки, которые пытаются построить свою экономику, влиться в современную транспортную инфраструктуру, энергетическую и технологическую сферы.
- Во-вторых, это застойные или откатившиеся назад развитые экономики – Греция, Испания и Великобритания, которая столкнулась с пока ещё туманными последствиями Брексита; им остро необходимы дополнительные источники экономического роста.
- Третья группа – страны, зависящие от энергетических ресурсов, которые пытаются диверсифицировать свою экономику, чтобы обеспечить ей долгосрочную устойчивость. Оман входит в число таких государств наряду с Казахстаном и Азербайджаном, которые находятся в разгаре переходного периода третьего типа.
В настоящее время экономика Омана прочно увязла в добыче и продаже ископаемых ресурсов. На нефть и газ там приходится почти половина ВВП, 70% экспорта и 71% от общего объёма государственных доходов.
Эта «нефтегазовая игла» стала самым крупным риском для Омана. Нынешняя цель страны – развитие других секторов экономики, которые позволили бы к 2020 году вдвое сократить зависимость ВВП от ископаемого топлива. Правительство выделило около 106 млрд долларов на инвестиции в такие отрасли, как транспорт, туризм и недвижимость. Сейчас специалисты разрабатывают проекты новой железнодорожной сети, новых аэропортов, расширения морских портов и строительства городов вроде Дукма. Исследовательская фирма BMI прогнозирует, что, благодаря возведению Сино-Омана, строительная сфера страны к 2019 году удвоит темпы роста.

В особой экономической зоне Дукм будет построен нефтеперерабатывающий завод. Фото via timesofoman.com
Между прочим, Оман не обращался напрямую к Китаю со своими экономическими проблемами и не просил зарождающуюся сверхдержаву с востока финансировать его программу диверсификации. Как и Шри-Ланка в своё время, государство на Аравийском полуострове пыталось найти дополнительные инвестиции для своих крупных проектов в соседних странах, таких как Иран. Однако эти усилия были тщетны. Китай стал, возможно, единственной страной в мире с капиталом, политической волей и мотивом для осуществления таких долгосрочных и дорогостоящих проектов в области развития.
Прокладывая себе «Один пояс и один путь», Китай устраняет экономические проблемы в интересующих его странах денежными мешками и бульдозерами. В обмен на долгосрочные обязательства.
Новые портовые холдинги ещё крепче вплетают КНР в политическую и экономическую структуру мира. В обмен на кажущуюся иррациональность и завышенные суммы страна получает прочные позиции на международной арене, которые могут десятилетиями создавать новую геоэкономическую парадигму. Пока национальные лидеры загадочно улыбаются и говорят о «беспроигрышных» партнёрских отношениях, международные инфраструктурные проекты, такие как китайские морские разработки, выстраивают новые линии фронта 21-го века, где оружием являются экономические рычаги.
Никто не собирается делать из пыльной рыбацкой деревушки Дукм новый Дубай. Пока что.
Источник: Forbes. Главная иллюстрация: китайские инвесторы позируют на фоне территории, где будет построен индустриально-промышленный город Сино-Оман; фото via Forbes